02.06.2005 07:00
Происшествия

В Тверской области сгорел МиГ-31

Не прошло и месяца - теряем третий самолет
Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3785)
Читать на сайте RG.RU

В ночь с 31 мая на 1 июня произошла авария, в результате которой боевая авиация лишилась самолета, считающегося лучшим в мире перехватчиком. Истребитель Миг-31, который пилотировали военные летчики майор Олег Заболотный и Александр Абушенков, выполнял ординарный учебно-тренировочный полет. Пробыв в воздухе около часа, МиГ-31 вернулся на свой аэродром и благополучно приземлился. Уже во время пробега по посадочной полосе у самолета неожиданно загорелся сначала один, а затем и второй двигатель. Пожар наблюдали с командного пункта, и руководитель полетов дал приказ летчикам немедленно покинуть аварийную машину. Заболотный и Абушенков катапультировались прямо с земли, а потерявший управление самолет сошел с бетонной полосы и сгорел полностью. Пилоты же остались живы, но получили неизбежные в таком случае травмы. Они были сразу госпитализированы. По словам начальника пресс-службы ВВС РФ полковника Александра Дробышевского, врачи оценивают их состояние как удовлетворительное.

По факту аварии создана специальная комиссия, в которую вошли специалисты службы безопасности полетов минобороны, ВВС и 13-го НИИ. Военной прокуратурой Тверского гарнизона возбуждено уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов). Статья эта предусматривает не только ответственность пилотов, но и техников, готовивших самолет к вылету. Вполне вероятно, что причиной пожара мог стать запредельный износ отдельных узлов и агрегатов истребителя, так как сгоревший перехватчик находился в строю 20 лет. Главком ВВС РФ приостановил все полеты МиГ-31 до выяснения причин аварии.

Истребители МиГ-31, способные развивать скорость более трех тысяч километров в час, были созданы на базе знаменитых МиГ-25 и серийно выпускались с 1978 года. МиГ-31 могут самостоятельно определять и обрабатывать бортовыми компьютерами все воздушные цели, при этом группа истребителей обменивается в воздухе информацией, что позволяет гарантированно поражать любой самолет или крылатую ракету. МиГ-31, по мнению авиационных специалистов, был и остался лучшим перехватчиком в мире.

Однако несмотря на свои прекрасные характеристики, этот перехватчик довольно сложен в эксплуатации и пилотировании, что требует от обслуживающего его персонала самой высокой квалификации и строгого выполнения всех технических требований. С момента принятия на вооружение в конце семидесятых годов и до сегодняшнего дня произошло около сорока авиационных происшествий с МиГ-31, в том числе 12 катастроф. Все последние аварии были также связаны с пожарами в двигателях. 28 февраля 2001 года при полете над Кольским полуостровом загорелся один из двигателей. Тогда летчик успел отключить двигатель, применить систему пожаротушения и затем благополучно посадил аварийную машину на аэродром. 14 октября 2003 года в той же Тверской области загорелся правый двигатель у шедшего на посадку МиГ-31. Экипаж самолета катапультировался, а сам перехватчик упал недалеко от аэродрома.

За последний месяц российские ВВС потеряли три боевые машины. 12 мая в районе аэродрома Андреаполь разбился МиГ-29, летчик погиб. 21 мая в Таджикистане разбился Су-25, пилот катапультировался, и наконец, 1 июня на земле сгорел МиГ-31.

Серия этих катастроф заставляет лишний раз задуматься об общем состоянии боевой авиации России. Закупать новые МиГ-29 и МиГ-31, так же, как и Су-27, ВВС прекратили в начале девяностых годов. Одновременно резко сократилась эксплуатация истребителей в войсках.

Помимо того, что летчики стали терять свою квалификацию, это привело к наземной деградации значительной части авиапарка ВВС. Стоявшие без дела, а порой и без надлежащей охраны боевые самолеты нередко разукомплектовывались. Случалось, что в их корпусах птицы вили гнезда, а грызуны лакомились проводами.

Те же самолеты, которые все-таки несли боевое дежурство, стремительно вырабатывали свой ресурс. Конечно, они ремонтировались, порой даже модернизировались, но общее старение техники происходило и, увы, происходит неизбежно. Закупка новых машин в рамках гособоронзаказа обозначена лишь единицами самолетов и вертолетов, что проблемы, конечно же, не решает.

Чтобы поддержать боевой потенциал ВВС, как считают многие авиационные эксперты, уже сейчас необходимо начинать ускоренную и буквально тотальную модернизацию всех истребителей, стоящих на вооружении. Проекты обновления МиГ-29, МиГ-31 и Су-27 у конструкторов есть. Реализация этих проектов не только даст самолетам вторую жизнь, но и придаст новые боевые качества, очень близкие к тем, которые закладываются в истребители пятого поколения. Если такой модернизации не произойдет, то при отсутствии новой техники наша боевая авиация очень скоро будет представлять угрозу не для потенциального агрессора, а для собственной страны и тех пилотов, которые еще рискуют подниматься в воздух на машинах, выпущенных четверть века назад.

Изображение взято с сайта Вести.Ру

Аварии и катастрофы