Эти слова художника Марка Шагала можно отнести не только к городу, где он родился - одному из самых поэтических городов на земле - Витебску, но и ко всей России и Беларуси. Искусствоведы называют его "художником-поэтом", а его искусство - "сверхреальным". В шагаловской вселенной мирно сосуществуют фольклорные персонажи, коровы, ослы, музыканты, торговцы, парящие над крышами Витебска влюбленные... Свою вторую родину Мастер нашел на берегах Сены. По его признанию, Париж стал для него "вторым Витебском". Если продолжить метафору, то Витебск был для художника первым Парижем.
В Москве, В Третьяковской галерее, прошла презентация фундаментальной книги искусствоведа Александра Каменского "Марк Шагал. Художник из России". Книга эта по-своему уникальна и является результатом целого этапа развития отечественной художественной критики и искусствоведческой мысли. Автор работал над ней до конца своих дней и завещал издать полный текст исследования на русском. Каменскому удалось изучить все музеи и частные коллекции, где хранились неизвестные исследователям произведения Шагала, и обобщить литературу о нем. Таким образом ученый смог реконструировать жизненный путь молодого Шагала и ранний период его творчества.
В связи с презентацией монографии Александра Каменского в Москву прибыла внучка художника госпожа Мерет Мейер-Грабер, которая сегодня представляет интересы семьи Шагала. Она является вице-президентом Шагаловского комитета в Париже и ведет большую работу по организации выставок работ Шагала, а также изданию каталогов и книг о художнике.
- Я радуюсь полному изданию книги Александра Каменского, - сказала в беседе с корреспондентом "СОЮЗа" госпожа Мерет Мейер-Грабер. - Очень красивая книга, хорошо напечатанная. Мне нужно будет сильно постараться и вспомнить русский язык для того, чтобы погрузиться в текст. Надеюсь, вскоре мы сможем увидеть эту книгу на английском и ее прочитает мир. В любом случае я счастлива, что книга Каменского смогла выйти на российский рынок в дни, когда в Третьяковской галерее проходила выставка Марка Шагала.
- Некоторое время назад вы позволили сотрудникам Музея Шагала в Витебске подготовить для публикации написанную вами хронику жизни и творчества Марка Шагала. Какова судьба этого издания?
- Эта рукопись предназначалась для каталога, который был специально сделан для Третьяковской галереи, и являлась наиболее полной биографией Шагала. Первая часть была написана заведующим отделом научной каталогизации Государственной Третьяковской галереи Яном Бруком, а вторую часть (с 1922 по 1985 годы) написала я.
- За Марка Шагала, который родился в Витебске, жил в Москве, Париже и Ницце, сегодня борются две страны - его родина и Франция. В свою очередь немцы оспаривают у французов первенство в оценке творчества Шагала... Кому, на ваш взгляд, принадлежит Шагал?
- Трудно говорить о том, что творчество Шагала является наследием какой-то одной нации. Это универсальный художник, он принадлежит всему миру. Он русский в душе, но прожил свою жизнь во Франции, где и умер. Говорить, что Шагал принадлежит какой-то одной нации - значит ограничивать его искусство.
- Много ли подделок картин Марка Шагала появляется сейчас? Существует правило: если книгу хочется украсть с прилавка или из библиотеки, значит, она дорогого стоит. Если картину подделывают, значит, она того заслуживает...
- Вы правы. Действительно, копирование художника - обратная сторона успеха. Но ведь его не только копируют, но порой пытаются подделывать. Мы завалены подделками Марка Шагала. Многие сделаны в странах Восточной Европы. Пик этого процесса приходится на время, когда рухнул "железный занавес", - наступила настоящая катастрофа: если до конца восьмидесятых годов у моей матери была одна картотека, в которой фиксировались подделки картин дедушки, то сейчас их уже целых три!
- Издан ли полный каталог работ Марка Шагала?
- К сожалению, он не составлен. Мне много приходится заниматься выставками, поэтому полный каталог в лучшем случае может появиться через 20 лет.
- В России недавно вышли "Мертвые души" Гоголя с 96 иллюстрациями Шагала. Как вы относитесь к этим офортам?
- Марк Шагал сделал уникальные иллюстрации к Гоголю. Здесь мы видим союз между литературой, искусством и русской душой художника. Именно в офортах к "Мертвым душам", как ни в каких других произведениях, Шагал использовал черный и белый цвета. Он вложил в эти работы свой дар, свой юмор, свою душу.
- Вы неоднократно бывали в Витебске - городе, кусочек которого можно встретить в каждой картине вашего дедушки. Благодаря вашей финансовой помощи было отремонтировано помещение библиотеки в местном Музее Шагала и приобретена мебель для библиотеки. Вам нравится Витебск, что вас связывает с Беларусью?
- В витебском Музее Шагала мы уже пятый раз проводим выставку работ дедушки. Сначала - совместно с посольствами Беларуси и Франции. В нынешнем году в выставке в Музее Шагала будут представлены работы из московского Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Мне трудно судить о том Витебске, каким его знал дедушка: во время войны город был сильно разрушен, ничего почти не осталось от начала ХХ века. Но когда подходишь к месту, где находится дом Шагала, нельзя удержаться от эмоций, которые вас наполняют. С Беларусью нас связывают самые добрые, дружественные отношения: это наша общая родина, и мы хотим, чтобы творчество Шагала возвратилось на его родину.
- Неоднократно замечали, что вы очень сильно похожи на свою бабушку Беллу - первую жену Марка Шагала, которая присутствует на многих картинах. Вы не завидуете своей бабушке Белле, которую любил гений ХХ века?
- Если говорить о сходстве, то здесь нет никакой моей вины! Мы с сестрой не смогли увидеть нашу бабушку, которая умерла до нашего рождения. Что касается вашего вопроса, то вряд ли стоит заниматься психоанализом. Нам трудно представить жизнь нашей бабушки. Она была умным, воспитанным, культурным, очень тонким человеком. Она говорила на многих языках. Бабушка наверняка могла бы по-другому использовать свой талант, нежели существовать рядом с гением, но она посвятила всю жизнь дедушке, отдала ему все что могла и, к сожалению, умерла в молодом возрасте.
- Гений и красивая женщина - понятия совместимые?
- Жизнь такова, что обе эти вещи совместимы.
- Известно, что ваш дедушка любил синий цвет. Его даже называли Волшебником Василькового Города. А какой цвет любите вы?
- Синий...
Между тем
Неизвестная ранее картина Марка Шагала была продана на аукционе в Минске за 650 тысяч долларов. Аукционный дом, выставивший картину, ссылается на то, что ее подлинность установил некий эксперт из Санкт-Петербурга Арсений Сагальчик. Между тем внучка мастера и директор Музея Марка Шагала в Витебске назвали картину фальшивкой и поставили под сомнение слова эксперта.
- Стартовая цена на данную картину была установлена в размере 450 тысяч долларов, - сообщила исполнительный директор антикварно-аукционного дома Людмила Кононова. - Право на приобретение картины куплено физическим лицом. В течение 20 дней будет согласовываться место хранения картины - в Беларуси или за границей.
Подлинность картины подтвердил частный эксперт. "Картина, которая не имеет названия, была написана Шагалом в Витебске накануне отъезда за границу - в период с 1915 по 1920 годы", - сообщила Л. Кононова.
Внучка Шагала Мерет Мейер-Грабер, являющаяся вице-президентом комитета художника, штаб-квартира которого находится в Париже, заявила, что речь идет об "ужасной фальшивке". Выступая в эфире белорусского телевидения, она рассказала, что безымянная картина ранее трижды представлялась на экспертизу в комитет Шагала и каждый раз ее подлинность не подтверждалась. Директор Музея Марка Шагала в Витебске Людмила Хмельницкая отметила, что работы известных художников, которые продаются на аукционах, должны иметь специальные сертификаты, подтверждающие их принадлежность кисти именно этого автора: "Подлинность работ Шагала имеет право подтверждать специальная экспертная группа Шагаловского комитета, штаб-квартира которого находится в Париже". История с продажей картины, несомненно, еще получит свое развитие в Беларуси. В России тоже с интересом наблюдают за происходящим: в Москве только что завершилась выставка работ Марка Шагала.