С утра пошел нешуточный дождь, и организаторы церемонии открытия заметно заволновались: по традиции первая часть действа проходит на свежем воздухе, да и обязательный проход кинознаменитостей по синей звездной дорожке под зонтами выглядел бы не совсем презентабельно. Впрочем, ближе к вечеру погода начала налаживаться и тревог поубавилось. Однако перед самым началом дефиле участники фестиваля вынуждены были тесниться под навесом: переставший было дождь хлынул с новой силой. Концентрация VIP-персон, известных актеров и режиссеров, достигла на маленькой площадке наивысшей точки, чем тут же воспользовались фоторепортеры, которым с видимым удовольствием позировал Дмитрий Нагиев.
Денис Евстигнеев и Егор Кончаловский занялись примеркой полиэтиленовых дождевиков, заранее запасенных дирекцией фестиваля. Михаил Швыдкой, сосредоточенный и неулыбчивый вопреки обыкновению, тем не менее, на ходу раздавал интервью.
Впрочем, все началось вовремя: 400 зонтиков "на всякий пожарный", приготовленные для участников церемонии, не пригодились - большинство из них мужественно прошлись по "звездой дорожке" без всякого "прикрытия". Зрители, как обычно, ликовали: каждое знакомое имя, названное ведущими церемонии Тиной Канделаки и Александром Цекало, вызывало бурю эмоций. Однако их накал был не всегда адекватен: Вадим Абдрашитов с супругой были встречены сдержанно, а вот комедийную актрису из телесериалов Анастасию Заворотнюк просто оглушили восторженными криками.
Организаторы фестиваля (накануне, как, наверное, уже известно всем, кинофорум поменял руководящую команду) обещают, что он будет "деловым и серьезным". Сократилась даже продолжительность фестиваля: раньше он шел тринадцать-пятнадцать дней, а нынешний хотят провести за двенадцать. На основной конкурс представлено 17 картин, среди авторов которых такие известные режиссеры, как Павел Лунгин или Алексей Балабанов, и дебютанты в "большом кино".
А жюри фестиваля впервые возглавила не нуждающаяся в особых представлениях режиссер и актриса Галина Волчек. Накануне церемонии открытия она согласилась дать эксклюзивное интервью корреспонденту "РГ".
Российская газета | Галина Борисовна, вы впервые получили такое предложение - стать председателем жюри "Кинотавра" или были более ранние попытки со стороны организаторов фестиваля заполучить вас в этом качестве?
Галина Волчек | Меня много раз приглашали просто приехать на "Кинотавр", но это обычно совпадало либо с активным сезоном в театре, либо с тем, что я не могла надолго куда-то уехать из-за своего короткого отпуска. Который, кстати, и заканчивался прямо перед открытием этого фестиваля. Поэтому впервые на "Кинотавре" я побывала только в прошлом году: специально приехала на юбилей фильма "Осенний марафон" и пробыла в Сочи два дня. А в нынешнем году получилось так, что наш театральный отпуск из-за гастролей в Петербурге задержался, и у меня появилось время. Это первое обстоятельство, почему я дала согласие председательствовать в жюри. А второе - организаторы "Кинотавра" очень убедительно рассказали мне, почему я должна согласиться. Кроме того, у меня есть какой-то свой внутренний счет в отношении театральных фестивалей. Дай Бог им здоровья, но я никогда в них не участвую, и театр наш - тоже. Практика этих фестивалей далека от меня и даже неприятна. Мне захотелось сейчас проверить: закономерно ли это для любых фестивалей или же это какая-то особенность театрального сообщества?
РГ | Ваше согласие как-то связано со сменой команды на "Кинотавре"?
Волчек | Просто эта команда как-то ответственно меня приглашала, и аргументы были серьезные.
РГ | Если не секрет - какие?
Волчек | Мне даже повторять неловко... Говорили, что я не ангажированный человек, что я уже своей биографией доказала удаленность от всевозможных группировок.
РГ | Вы удалены и от "кинотусовки"...
Волчек | И от нее тоже, а уж от театральной - тем более. Мне гораздо приятнее незнакомая среда. Что касается самого фестиваля, мне всегда думалось, что он не просто повод искупаться в море. Потому что у людей, которые сюда приезжают, такая возможность всегда есть. И не только здесь. Я думала, что люди хотят о чем-то поговорить, встретиться под определенную тему, реализовать то, что у них не получается в суете повседневной жизни. И мне представлялось это правильным. Здесь не собираются, чтобы просто неспешно пообщаться раз в году - это еще и творческое, деловое общение. Фестиваль рождает идеи, проекты.
РГ | Чего вы ожидаете от "Кинотавра", у которого несколько поменялась "идейная начинка"?
Волчек | Первое, что мне понравилось, - это деловой подход новых организаторов фестиваля. Они больше внимания хотят уделить кинорынку и кинопроизводству, появлению новых программ и новых проектов.
РГ | Галина Борисовна, а как зритель вы можете высказать свои ощущения: уровень российского кино вырос или он как-то стабилизировался на "крепкой серединке"?
Волчек | Очень трудно об этом судить. Какого-то невероятного взлета я, кажется, не видела.
РГ | Вы уже смотрели конкурсные ленты?
Волчек | Нет, ни одной не видела. Сначала не было времени, а потом, когда согласилась возглавить жюри, уже намеренно не стала смотреть их перед фестивалем.