07.06.2005 02:45
Происшествия

Финразведка привлечет к сотрудничеству аудиторов и бухгалтеров

Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №0 (510)
Читать на сайте RG.RU

о подозрительных сделках

КАЖДЫЙ третий банк, не вошедший в систему страхования вкладов на первом этапе, был отбракован ЦБ по подозрению в причастности к отмыванию денег, заявил зампред Центробанка Виктор Мельников, выступая на конференции, посвященной проблеме отмывания денег, которая была созвана по инициативе ассоциации российских банков. По итогам прошлого года по сравнению с 2003-м было выявлено на 40 процентов больше нарушений, связанных с отмыванием грязных денег. Всего в прошлом году было получено два миллиона сообщений от кредитных организаций о подозрительных сделках. Однако есть банки, которые ни разу за три года не отправили ни одного сообщения в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Виктор Мельников также сообщил, что деятельность ЦБ по противодействию отмыванию денег не ограничится банками. вслед за ними под ужесточенный контроль попадут и компании, предоставляющие услуги по работе на фондовом и валютном рынках.

По словам Виктора Мельникова, люди, которые отмывают деньги, пользуются квалифицированной юридической поддержкой, поэтому сама процедура "дробится на целую серию операций, каждая из которых абсолютно законна". "В этом сложность и для нас, и для судебных органов", - посетовал зампред Центробанка. По его словам, "и российская и международная практика показывает, что чем больше банк осуществляет операций с сомнительными деньгами, с деньгами криминального происхождения, тем меньше устойчивость банка и больше угроза кредиторам и вкладчикам".

В 2003 году Банк России провел 1695 инспекционных проверок банков на предмет соблюдения закона о противодействии легализации преступных капиталов. По словам зампреда ЦБ Виктора Мельникова, "в 40 процентах случаев было выявлено несоблюдение одного или нескольких нормативных актов в области противодействия отмыванию". При этом Виктор Мельников уточнил, что большинство крупных банков неукоснительно соблюдают требования закона.

Глава Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) Виктор Зубков сообщил, что в прошлом году его ведомство получало от банкиров, адвокатов, риелторов, страховщиков по 5-6 тысяч информаций о подозрительных сделках в день. Сегодня - 12-14 тысяч. По его словам, за пять месяцев этого года в правоохранительные органы было отправлено 859 информаций, в которых речь шла о сумме в 120 миллиардов рублей."Это больше по количеству материалов в два раза, а по сумме втрое (чем за аналогичный период прошлого года)", - сказал Зубков.

Будет еще больше - Росфинмониторинг намерена привлечь к сотрудничеству аудиторов и компании, оказывающие бухгалтерские услуги. Кроме того, по словам Зубкова, нужно ввести "режим мониторинга за счетами определенных лиц" и ужесточить процедуру проверки тех из них, кто обладает значительными публичными полномочиями, а также членов их семей и партнеров.

Масштаб работы финансовых разведчиков впечатляет, но из всей массы сообщений и возбужденных дел в прошлом году до приговора суда дошло лишь шесть.

Важную роль в деле разработки стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма играет Совет Европы. Так, в мае 2005 года утвержден текст новой редакции Страсбургской конвенции Совета Европы, которая получила название Конвенция об отмывании, финансировании терроризма, выявлении, аресте и конфискации доходов от преступлений. Данная редакция, в частности, распространяет действие Конвенции на финансирование терроризма, устанавливает требования в отношении организации внутреннего контроля в финансовых организациях в целях проверки своих клиентов и выявления подозрительных операций, предусматривает более жесткие меры в отношении конфискации доходов, полученных преступным путем. Поскольку большинство указанных требований соответствует рекомендациям ФАТФ, присоединение России к данной Конвенции не потребует внесения значительных изменений в наше законодательство, особенно в части регулирования банковского сектора. Среди тех новых норм, которые могут появиться в российском законодательстве, следует отметить приостановление операций по подозрению в их связи с отмыванием денег (сейчас такое требование действует только в отношении финансирования терроризма), а также установление режима мониторинга за счетами определенных лиц.

Говоря о международных конвенциях, необходимо иметь в виду предстоящую ратификацию Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции. Конвенция содержит нормы о криминализации преступлений коррупции, мер по борьбе с ними и, в частности, о противодействии легализации доходов, полученных от преступлений коррупционной направленности. Так, Конвенция предусматривает:

- отнесение к числу преступлений предикатных по отношению к отмыванию денег всех преступлений, связанных с коррупцией;

- требования по идентификации клиентов и бенефициаров по операциям;

- применение финансовыми учреждениями более жестких процедур надлежащей проверки клиентов к лицам, обладающим значительными публичными полномочиями, а также к членам их семей и партнерам;

- принятие мер против коррупции в частном секторе, в том числе усиление стандартов бухгалтерского отчета и аудита; обеспечение прозрачности в деятельности частных организаций, в том числе банков.

Очевидно, что ратификация Конвенции также потребует внесения определенных изменений в действующее законодательство, но, прежде всего, уголовное, так как необходимые механизмы для выявления подозрительных операций, их сбора и обработки у Росфинмониторинга уже существуют.

Все эти нормы международных документов отражают последние тенденции в развитии международных стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В связи с этим, приоритетным направлением деятельности Росфинмониторинга, по словам Зубкова, является совершенствование законодательной базы с целью повышения прозрачности финансовой системы в целом и банковского сектора в частности. На решение этой задачи нацелена Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, проект которой разработан по поручению президента Российской Федерации и недавно представлен на его утверждение.

Не все однако обстоит столь благополучно в сфере законодательства. По словам зампреда Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолия Аксакова, компании-посредники (риелторы, страховые организации и т.д.) обязаны предоставлять информацию в Росфинмониторинг, но сам термин "посредник" не разъяснен. "У нас не принят закон о борьбе с инсайдерской торговлей и манипулированием на финансовых рынках. Смею утверждать, что значительный объем легализации доходов может проходить через эти рынки, - заявил депутат, - Зато уже в июне в Госдуму будет вынесен на обсуждение закон, ужесточающий работу организаций, предоставляющих услуги по работе на валютном рынке (форекс). Через него проходит большое количество денег, и там много махинаций и обмана".

Практически все предложения российских ЦБ и Росфинмониторинга - стандартные международные требования. Если Россия хочет быть членом Международной группы по борьбе с отмыванием преступных доходов (ФАТФ), она должна соответствовать тем правилам, которые устанавливает система. Минус заключается в том, что с ужесточением правил по борьбе с преступными доходами у российских банков увеличиваются затраты.

В Центробанке, однако, считают ошибочным рассматривать мероприятия по противодействию как исключительно затратные. Так, по словам заместителя председателя Центробанка Виктора Мельникова, затраты на идентификацию клиентов помогают снижать и кредитные риски. "Если не целиком затраты на противодействие окупаются, то в значительной части окупаются",- сказал Мельников. Увеличение расходов банки переносят на своих клиентов, что в итоге выражается в снижении процентных ставок по вкладам и увеличении процентных ставок по кредитам.

Криминал