После открытия конгресса Иванов дал пресс-конференцию. Свежая новость от министра обороны Сергея Иванова - с 1 сентября этого года гражданскому персоналу в армии поднимут зарплату.
О предстоящем повышении глава военного ведомства упомянул с большой долей вероятности и имея в виду всех гражданских сотрудников силовых ведомств. Зная щепетильность министра в формулировках, можно не сомневаться: решение наверняка одобрено на самом верху.
Конкретные суммы повышения Иванов не назвал. Зато сообщил, что сохранятся отсрочки от армии для студентов. Вывод наших военных баз из Грузии стал еще более прозрачным - к уже названным срокам передислокации частей добавилась исчерпывающая информация о размерах предстоящего марш-броска в Россию и Армению.
По словам Иванова, в течение 2005-2008 годов надо перебросить из Закавказья около 2,5 тысячи единиц тяжелой техники - танков, бронетранспортеров, БМП и артиллерийских систем. Главным образом их будут переправлять водным путем из Батуми.
Там же погрузят на суда основную часть из "багажа" - боеприпасов и армейского имущества, которого накопилось 80 тысяч тонн. Параллельно к новым местам службы улетят, уплывут и уедут 2,5 тысячи солдат, офицеров и члены их семей. Министр обороны особо подчеркнул, что переброска военной техники в Армению не нарушает международных соглашений, в частности Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Тем более что речь идет именно о перемещении на российскую базу, а не о передаче танков, БТР или БМП Армении.
Войска выводят, а что дальше?
- Принято решение и выделен миллиард рублей на формирование двух легких горно-стрелковых бригад на границе с Грузией, - объяснил Сергей Иванов. - Это будут полностью контрактные соединения, оснащенные современным оружием. Их задача - поддерживать наших пограничников в рамках принятой программы по госгранице.
О стремлении другого нашего ближнего соседа - Украины - вступить в НАТО министр также высказался недвусмысленно. Быть или не быть членом блока - пусть решают в Киеве. Однако тесно интегрированные оборонно-промышленные комплексы стран от таких "маневров" разойдутся в разные стороны. Кто больше проиграет, догадаться несложно.
Как бы ни были важны международные проблемы, простых людей больше волнует то, что происходит в собственной армии. Казарменное хулиганство, хищения и другие правонарушения министр постоянно отслеживает и даже носит при себе сводку о преступлениях за последние пять лет. Секретов из такой статистики Сергей Иванов не делает, в этом его позиция полностью совпадает с позицией Главной военной прокуратуры. Однако единодушие между ними царит далеко не по всем вопросам. Пожалуй, впервые почти за 4,5 года своей министерской деятельности Сергей Иванов вчера открыто подверг критике некоторые позиции главного военного прокурора Александра Савенкова. Одна из них касается так называемого дела капитана Ульмана. "Не вдаваясь в детали следствия, которое идет уже четвертый год, и не пытаясь повлиять на судебное решение, - сказал Сергей Иванов, - я тем не менее не понимаю, как юрист может говорить, что двоекратное оправдание подозреваемых судом присяжных не имеет никакого отношения к правосудию. Зачем же мы тогда вообще создаем суды присяжных?"
Другое несовпадение относится к якобы имеющему место поощрению минобороны проштрафившихся офицеров. Конкретно - бывшего командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова.
- Если военнослужащий совершает преступления или неблаговидные деяния по умыслу или из корыстных побуждений, с такими мы безжалостно расстаемся, - расставил точки над i Сергей Иванов. - В случае с Сучковым я лично звонил Александру Николаевичу Савенкову и спрашивал его как юриста: обязан ли я после вынесения условного приговора уволить человека из Вооруженных сил или нет? Ответ был такой: имеете полное право не увольнять. Спрашиваю еще: имею ли я тогда право ходатайствовать перед Верховным главнокомандующим о назначении его на нижестоящую должность? Опять положительный ответ. Так откуда теперь взялись претензии?
Министр обороны отмел упреки и в том, что его ведомство намеренно держит в военкоматах избыточное число офицеров - почти 18 тысяч человек. "Мы, наоборот, собираемся сокращать те комиссариаты, где ежегодно призывают всего несколько десятков человек", - сказал министр. Защитив таким образом свои призывные структуры, он тем не менее высказал недовольство работой военкоматов по набору контрактников и открыто признал, что в комиссариатах процветает коррупция. В борьбе с этим злом военное руководство готово сотрудничать не только с военной прокуратурой, средствами массовой информации, но и с аппаратом Уполномоченного по правам человека, сказал он.
Интересная деталь: в прошлом году сотрудники аппарата Владимира Лукина проверяли, как содержатся арестованные на гауптвахтах и обнаружили там массу нарушений. Тем не менее министерство обороны добивается восстановления такого вида дисциплинарного наказания военнослужащих, как содержание на гауптвахте. По словам Сергея Иванова, еще раз этот вопрос рассмотрят на заседании правительства 9 июня.
- Отсюда происходят другие проблемы, - поделился министр. - В частности, мы затягиваем принятие новых общевоинских уставов, в том числе дисциплинарного.
Глава военного ведомства высказался также за ликвидацию практики прикомандирования военных людей к гражданским структурам. Как правило, это офицеры, числящиеся на кадровой службе в Вооруженных силах, получающие военную зарплату и установленные армейские льготы, но реально работающие совсем в иных местах. Некоторые из них давно утратили всякую связь с армией. Министр привел пример, когда такие военнослужащие, что называется, не нюхая пороха, умудрились вырасти "за штатом" от лейтенанта до генерала.
Всего по военному ведомству числятся откомандированными в разные ведомства около 5 тысяч человек. Сергей Иванов назвал такую практику порочной и пообещал покончить с нею, заметив при этом, что подобных "горе-вояк ожидает незавидная судьба". Видимо, эту фразу следует понимать так: если этот человек нужен ведомству, пусть оно его забирает к себе в штат, а в армии его держать больше не будут.
Юрий Гаврилов
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ