Считается, что именно тот документ породил новую информационную эпоху в нашей стране. Потом, два года спустя, уже в России был принят новый закон, но именно документ 1990 года кардинально изменил информационную карту страны.
"Впервые в нашей стране свобода массовой информации была узаконена", - отмечает секретарь Союза журналистов России и один из авторов того закона о печати Михаил Федотов. Одновременно исчез распространенный советской властью в СМИ институт цензуры - официально он был поставлен вне закона.
Многие средства массовой информации, существующие по сей день, появились именно благодаря этому документу. По словам Федотова, главные редактора стояли в очереди к нему в кабинет с решениями трудовых коллективов об образовании независимого СМИ.
Но не все члены российского медиасообщества разделяют восторг по поводу этой даты. Заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике Борис Резник уверен, что весь потенциал документа реализовать так и не удалось. "Раньше слушали и верили, а теперь власть не принимает во внимание, - говорит он. - Мы пописываем, они почитывают".
В последующие годы многое в деятельности СМИ серьезно изменилось, и по большей части усилиями российских законодателей. За 15 лет удалось отбить немало попыток изменить закон о СМИ. Но многие и прошли. По словам главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" Алексея Венедиктова, за последние годы в разные законы внесли 32 рестрективные поправки, которые напрямую затрагивают средства массовой информации.
Введение полного налога на добавленную стоимость для печатных изданий привело к тому, что многим газетам пришлось уйти под чье-либо покровительство: муниципальное, государственное, олигархическое и в конце концов мафиозное. При этом сегодня лишь 10 процентов газет и журналов окупают свои расходы, что является крайне низким показателем.
- Наметился отрицательный трэнд, - продолжает Венедиктов. - И понятно, что доверие к СМИ падает, поскольку человек смотрит и говорит: "О! Заказуха. Я ее вижу". По его мнению, журналистское сообщество должно двигаться в сторону саморегулирования, как это делается на Западе, где во многих странах нет никакого закона о СМИ. Зато газеты, журналы и телеканалы имеют собственные хартии, которые и оговаривают принципы работы издания. У нас же подобные хартии навязываются сверху, и даже если главные редактора их подписывают, то потом все равно не соблюдают.
Что касается перспектив СМИ, то в скором времени будущее может стать за интернет-изданиями. И в России, и на Западе вместе с падением доверия к печати и телевидению наметилась параллельная тенденция - люди уходят в Интернет в поисках источников информации, которым могут доверять. Многие крупные информационно-поисковые порталы уже сейчас по своей стоимости превосходят большие и знаменитые медиахолдинги.