08.06.2005 02:00
Общество

Алексей Федорченко: Мы летали на Луну

Режиссер Алексей Федорченко показал вымышленную историю, похожую на правду
Текст:  Андрей Захарьев (Сочи)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3790)
Читать на сайте RG.RU

 

Российская газета | Вы всегда сценарии в Интернете ищете?

Алексей Федорченко | Нет, просто я занимался продюсированием и читал много сценариев. А в Интернете полная свобода, и я решил посмотреть там.

РГ | Чем вас зацепила история?

Федорченко | Необычностью. Сценарий настолько отличался от того, что я читал раньше, что я сразу в него вцепился. Долго искал авторов, не мог найти, а потом мне сказали, что фильм уже запущен на "Мосфильме". Я стал искать режиссеров. Действительно, над картиной начинали работать в 1997 году на "Мосфильме", но проект остановили: средств не хватало. Так мне удалось забрать сценарий себе.

РГ | Фильм снимался два года, на что основное время ушло?

Федорченко | Работа дебютная, а я не учился режиссуре, окончил сценарный, хотя особых сложностей на площадке не было. Но была технологическая сложность: как "состарить" пленку? Мы разработали целую систему, снимали на старых камерах 8 кадров в секунду, 12, 16, потом при печати доводили до 24, и за счет этого возникало "дыхание старины". Очень долго монтировал, месяцев девять. К тому же было много командировок и сложных декораций.

РГ | В вашей фильмографии картина "Давид" - о чем она?

Федорченко | О судьбе еврейского мальчика, который прошел все круги ада: и Холокост, и пресс государственных машин Советского Союза, Франции, Англии, но не сломался, а сохранил человеколюбие. Потом я продолжил тему фильмом "Дети белой могилы" - о депортации в Казахстан. Это когда чеченцев, поляков, украинцев, немцев, корейцев выселяли целыми народами. Потом я начал снимать фильм про красного офицера, который в 1929 году служил на китайской границе, и тоже собирался показать, как государственная машина перемолола этого героя. Картину я снял, но не смонтировал, потому что нашел "Первых на Луне", и мне показалось, что в этом фильме можно более полно отразить то, что я задумал: как государство ломает свои собственные важные детали. Я отложил пока ту картину. Потом вернусь к ней - она снята.

РГ | Новые сюжеты уже есть?

Федорченко | Снимаю документальную картину "Шошо" - фильм на языке луговых марийцев. Он о том, как волшебная весна приходит в марийскую деревню, о языческих жрецах - это такие российские друиды. Мы получили согласие снимать их не только в быту, но и на службах, куда они не допускают вообще. Следующая картина, которая должна закончиться в декабре, полнометражная, игровая, будет называться "Железная дорога" по сценарию Александра Гоноровского, одного из авторов "Первых на Луне". Это современная сказка для взрослых.

РГ | Вернемся на Луну: это правда, что на заводе Уралхиммаш в 30-х годах космический корабль строили?

Федорченко | Это утка. Мы просто снимали на Уралхиммаше один эпизод. В то время, про которое мы рассказывали в фильме, Уралхиммаша не было еще.

РГ | Правда, что вам звонили из архивов и спрашивали, откуда пленки?

Федорченко | Не из архива, а из Федерального космического агентства: "Я сорок лет проработала в агентстве, у нас нет такой информации!" Я сказал: а у нас есть, давайте обмениваться информацией.

РГ | Правда, что у вас демокассеты украли?

Федорченко | Да, у продюсера угнали машину во время премьеры фильма. Там действительно лежал первый тираж пробников.

РГ | Зачем вы обманывали зрителя-то?

Федорченко | Одна из задач, которую хотелось осуществить, - озадачить зрителя. Зритель так привык, что ему все объясняют, разжевывают и кладут в голову, что любая провокация, злая или добрая, вызывает раздражение и неадекватную реакцию. Тут на просмотре одна женщина проревела весь фильм, другая сказала: спасибо, что российская комедия возрождается. Я рад, что зритель озадачен. Когда режиссеры, прошедшие огонь, воду и медные трубы, спрашивают, реально это или нет, я просто счастлив, потому что удалось по-хорошему обмануть. Хотя задачи обмануть у нас нет, мы раскрываемся на десятом (на пятнадцатом) кадре, внимательный зритель это увидит и поймет иронию. Мне передали мнение Отара Иоселиани об этой картине, и я просто счастлив.

РГ | Как все-таки правильно реагировать: стеб или всерьез?

Федорченко | Была задача - немного сбить пафос. Я читал сценарий режиссера, который начитал картину до меня, - это был стеб над временем, чего я не приемлю в принципе. К тому же у нас любую картину, которая говорит о прошлом, называют постмодернистской. Я категорически отказываюсь от постмодернизма. Мне кажется, нам удалось посмотреть на то время по-доброму. С почтением, понимая все его плюсы и минусы. Мы видим ужасы, но восхищаемся людьми. Это кино о титанах, которые искренне все делали и погибали за свое дело.

РГ | Почему в Ханты-Мансийске ваш фильм показали дважды?

Федорченко | Он там был не в конкурсе, а в панораме дебютов. И пошел очень хороший такой шум. Это был единственный фильм, показанный два раза. На второй показ пришли Меньшов, Инин, Квирикадзе. И это было очень приятно.

РГ | Как вы оцениваете свои возможности на этом фестивале?

Федорченко | Конечно, хочется победить - чего уж лукавить! Шансы, по-моему, есть. Но и проиграть тоже не зазорно: программа сильная, есть кому проигрывать.

РГ | Как вы здесь проводите время?

Федорченко | Смотрю всю конкурсную программу. Стараюсь на все обсуждения ходить. К сожалению, на короткометражное кино не попадаю, не хватает времени. Но поскольку я рванул к полному метру, то хочется повариться в необычной для себя ситуации.

Образ жизни Кино и ТВ