Одновременно Центр проблем интеграции РАН обнародовал оперативный доклад, из которого следует: из Украины побежали не только российские, но и польские, датские, голландские и немецкие деньги. Обиженные бизнесмены намерены судиться с "оранжевыми", а некоторые уже подали в суд. В авангарде бегства - компании, инвестировавшие в крымский турбизнес. О том, что у России намерены отнять пансионат "Глициния", который, по слухам, ВТБ строил для резиденции российского президента, говорили еще на Майдане. И вот прокуратура Крыма подала такой иск в хозяйственный суд Киева, а прокурор Украины потребовал признать незаконной приватизацию еще 7 санаториев и пансионатов. Только в один из них, "Море", который россияне подняли из руин, было вложено 65 миллионов долларов.
Европейцев же подвигло на бегство решение Украины отменить льготы для Особых экономических зон и Территорий приоритетного развития, куда они вложили 2,1 миллиарда долларов под гарантии сохранения льгот на 20 лет. С апреля льготы отменили якобы потому, что там мыли деньги (что, кстати, не исключено). Первыми отреагировали поляки - самые горячие сторонники "оранжевых". Международное сообщество польских предпринимателей грозит Украине международным судом, и 19 польских фирм плюс одна датская, которых лишили льгот в Закарпатье и где они потеряли 60 миллионов долларов, готовят такой иск, а одна польская издательская фирма его уже и подала. Остановлено строительство второй очереди завода по сборке автомобилей "Шкода", "Ауди" и "Фольксваген", заморожены почти все иностранные проекты в Донецкой области, готова к бегству голландская фирма, занимавшаяся судостроением в Николаевской области. Пакует чемоданы крупный немецкий концерн, подаривший стране 60 миллионов евро инвестиций, датские автомобилестроители спешно переводят свои проекты из Украины в Словакию, их примеру следует датский текстильный концерн. Директора крупнейших немецких компаний добиваются все новых встреч с вице-премьером Украины г-ном Кинахом, но контакты не дают никакого результата, как и отчаянные письма польского премьера своему украинскому коллеге.
И все же именно российские проекты оказались в самой тяжелой ситуации: они "тяжелые", инфраструктурные, их в Словакию не перебросишь. Совершенно непонятна судьба Запорожского алюминиевого и Николаевского глиноземного заводов, Ингулецкого горно-обогатительного комбината, "Укртатнафты", Лисичанского НПЗ, "Украинской мобильной связи", активов в энергетике и машиностроении. Как пояснил вчера корреспонденту "РГ" на правах анонимности один из крупных бизнесменов, россияне скорее всего также выберут тактику судебного преследования реприватизаторов: "Мы давали деньги экономике Украины, и просто так не собираемся их оставлять".
Но получится ли? Ведь Украина держит наших топливников (и не только) за трубу - главное окно в Европу для российского сырьевого экспорта. Режим г-на Кучмы злоупотреблял своим монопольным положением, а "либеральный" режим г-на Ющенко вынашивает проект трубопроводного консорциума, весь нехитрый бизнес-план которого сводится к одному: будем торговать любым газом, лишь бы не российским. Правда, немцы, которых хотели к этому привлечь, уже отказались.
Что же происходит? Если помните, поначалу реприватизацию встретили в России едва ли не с восторгом. Предполагалось, что режим г-на Ющенко восстановит "справедливость" и заодно права россиян, попранные на той же "Криворожстали" в пользу местных олигархов. Да и сам г-н Ющенко толковал о равных возможностях и открытых правилах, а российскому бизнесу советовал "не давать больше взяток ни рубля". Тогда кто-то из наших олигархов горестно вздохнул: "Что ж, придется давать доллары", и оказался прав. Так, на один российский санаторий за три месяца нагрянуло 49 проверок, причем каждый контролер требовал мзды. Вероятно, уже тогда надо было прислушаться к эксперту Андерсу Ослунду, который назвал события на Майдане "революцией миллионеров против олигархов". И миллионеры, то есть доморощенный бизнес, наверное, потирает руки.