Парламентские расследования - не российское изобретение. Этот институт существует в странах Европы и в США и, по словам председателя думского Комитета по конституционному законодательству Владимира Плигина, дает возможность "с большей эффективностью силами государственной власти разрешать конфликтные ситуации в случаях массовых нарушений прав человека, расследовать события, имеющие большой общественный резонанс".
Удивительно, но и правоохранительные органы на этот раз отнеслись к идее вполне благосклонно. Замгенпрокурора Владимир Колесников заявил, что "Генпрокуратура приветствует и поддерживает создание парламентской комиссии для проведения парламентских расследований". Однако Колесников тут же уличил депутатов в непоследовательности. Они хотят проводить объективные независимые расследования, но в то же время мешают выполнять свою работу специалистам.
"Мы обращали ваше внимание, что УПК должен защищать не обвиняемого и подозреваемого, а ограбленного и изнасилованного! - упрекал парламентариев Колесников. - Мы просили вас изменить редакцию ст. 405 УПК, а вы не послушали, все это ударило по процессу, по механизмам объективного расследования". "Мы законодательно должны поставить решетку перед коррупционерами. В Советском Союзе не зря говорили, что никого завербовать нельзя - доллар предлагали, а гражданин взять боялся. А почему боялся? Вот он, допустим, возьмет деньги, купит торшер, а сосед Вася придет и спросит: "Откуда у тебя торшер?" Так должно быть и сейчас", - убеждал участников "круглого стола" Колесников.
Пока идут дискуссии за "круглым столом", в Госдуме уже нашлись добровольцы, готовые стать объектом парламентского расследования. Председатель Комитета по собственности Виктор Плескачевский предложил коллегам провести расследование инцидента, который произошел с ним в аэропорту Пулково, где при досмотре у депутата в сумке обнаружили боезапас. Однако народные избранники, выразив сочувствие Плескачевскому, посчитали, что этот эпизод не повод для парламентского расследования. На днях Дума начала еще одно парламентское расследование - майского энергокризиса в Москве и соседних со столицей регионах. Вчера состоялось первое заседание рабочей группы вице-спикера палаты Владимира Пехтина, которой Дума поручила разобраться во всех обстоятельствах дела. Помимо парламентской по следам энергокризиса идут еще не менее пяти комиссий - каждая по своим направлениям, в том числе и правительственная, и техническая. Цель группы Пехтина - выработать предложения для совершенствования законодательства в этой сфере. По словам Пехтина, депутатам предстоит "изучить весь комплекс проблем, чтобы не допускать впредь таких катастроф".
Вчера рабочая группа утвердила план работы, выслушала представителей РАО "ЕЭС России", ряда научных учреждений и поставила перед ними десятка два вопросов. Группа намерена посетить подстанцию "Чагино", центр диспетчерского управления "Мосэнерго" и РАО ЕЭС. "Надо понять, почему шесть исходящих силовых линий начали последовательно отключаться, - сказал Владимир Пехтин журналистам. - Ходит много разговоров о том, что в аварии виноваты диспетчеры. Я не согласен с этим, и мы намерены съездить и посмотреть, чтобы развеять иллюзию об их виновности". Не убежден Пехтин и в том, что причиной энергокризиса стала авария на подстанции "Чагино" - она к тому времени была уже выведена из системы.
Не считает Пехтин главным виновником происшедшего и главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса. Вообще о виновниках, по мнению Пехтина, пока рано говорить: "Дело не в Чубайсе. Авария произошла не потому, что Чубайс - руководитель РАО ЕЭС, а надо понять техническую сторону причины аварии. Меня удивляет, что некоторые концентрируются на Чубайсе, а не на технических причинах аварии".
Ситуация
Вчера сразу несколько столичных чиновников проявили публичную энергоаварийную озабоченность. Глава стройкомплекса Владимир Ресин пригрозил наказывать строителей за повреждение электрокабелей, которые они обрывают с пугающей частотой. Виновным грозят дисциплинарные взыскания и увольнения.
А вот глава "Мосводоканала" Станислав Храменков отказался строить за счет компании вторую резервную систему электроснабжения, заявив, что их дело вообще-то обеспечивать город водой. А дело "Мосэнерго" - обеспечивать электричеством. А Виктор Ребец, заместитель начальника Московской железной дороги, наоборот, пообещал закупить побольше дизельных мобильных генераторов. Их установят на ремонтные поезда, и в случае аварии на какой-либо станции они смогут обеспечить электричеством стрелки и семафоры.