14.06.2005 04:00
Экономика

Недостатки экономического прогноза правительства

Сценарии и прогноз развития отражают пассивность государства в отношении бизнеса и экономики
Текст:  Антон Данилов-Данильян (председатель экспертного совета "Деловой России")
Российская Бизнес-газета - : №0 (511)
Читать на сайте RG.RU

Боюсь, что и нынешний документ ждет та же судьба. Начнем с инфляции. И в оптимистическом (инновационном), и в пессимистическим (инерционном) вариантах прогноз роста цен - менее 10 процентов на 2005 год и около 5 - к 2008 году. Совершенно очевидно, что в условиях высоких мировых цен на нефтепродукты, бензин вряд ли станет дешеветь в России.

Если же учесть прогнозируемый многими экспертами рост цен на нефть до 70 долларов за баррель, то "импортируемой" инфляции нам не избежать. Не удивлюсь, если в результате уровень инфляции в 2005 году окажется в интервале 13-15 процентов. И совершенно очевидно, что 4-5 процентов в 2008 году - это также иллюзия.

Не менее странным выглядит и прогноз мировых цен на углеводороды. Нам кажется, что он занижен. Средняя цена в 2005 году будет выше 40 долларов за баррель (в документе она от 36 до 39) и далее будет лишь повышаться, а не снижаться, как думают правительственные эксперты. Соответственно будут принципиально иными условия для прогнозирования. Доходы бюджета (включая Стабилизационный фонд) будут выше, изменятся параметры валютных резервов, прироста денежной массы, более мощным будет давление в сторону укрепления рубля.

С одной стороны, проще будет выполнить социальные обещания - увеличить к 2008 году в два раза зарплаты бюджетникам и пенсии. С другой стороны, инфляционное давление на рынке также увеличится, что вряд ли будет способствовать улучшению состояния дел в экономике.

Оба представленных правительственными экспертами варианта сильно отличаются друг от друга и по росту ВВП, и по объемам внешней торговли, и по размерам государственных капитальных вложений, и по денежным доходам населения, и по ряду иных ключевых показателей. Но что роднит оба варианта - фактическое отсутствие активной роли правительства в исполнении прогнозов.

Оба варианта - эклектическая смесь различных предположений относительно динамики в основном внешних для нашей экономики и для нашего правительства факторов. Ведь даже инициатива о резком росте социальных выплат исходила не от правительства, а от президента страны. А вот красивые идеи о частно-государственном партнерстве, о гарантийной поддержке экспорта, об активном развитии технопарков фактически так и остались на бумаге. За год в этих направлениях так ничего сделано не было и нет каких-либо намеков на то, что будет делаться. Слов, конечно, много. Но все тонет в согласованиях.

Это означает, что из двух вариантов, предложенных в документе, наиболее вероятным представляется инерционный (пессимистический), который тем не менее будет несколько перевыполнен за счет более высоких мировых цен.

Вряд ли можно рассчитывать на существенный рост инвестиционной активности частных инвесторов в условиях слабой защиты прав инвесторов. А ведь это фактор, который бы дал, по мнению авторов документа, как минимум 0,2 процентных пункта прироста ВВП в 2006 году и по 0,4 - в последующие годы. На наш взгляд, этот фактор вообще ключевой для российской экономики, и его вклад мог бы быть гораздо большим. Однако это зависит от двух принципиальных моментов - от готовности бизнеса выйти из тени и от создания правительством условий для начала активной модернизации производственных фондов.

К сожалению, в документе об этом нет даже намека. Все, что сказано там о налоговых инициативах, уже хорошо известно, однако этого явно недостаточно. И ускоренное списание амортизации на вводимые основные средства в размере 10 процентов, и установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений, и списание расходов на НИОКР в течение 2 лет, и некоторые другие идеи - это, конечно, шаг вперед. Однако это шаг маленький, не позволяющий России выйти на более существенные темпы роста - более 7 процентов ВВП ежегодно. Изложенные в документе налоговые и иные предложения отражают общую пассивность правительства в направлении развития бизнеса и экономики в целом. Как следствие, естественные пределы для такой политики - не более 6 процентов роста ВВП.

Я полагаю, и это мнение разделяется и Торгово-промышленной палатой РФ, и "Деловой Россией", что экономика России может уже сейчас расти более высокими темпами. Для этого надо наладить нормальный диалог бизнеса и власти, снизить ЕСН до 15 процентов для малого и среднего бизнеса, ликвидировать пошлины на импорт промышленного оборудования, запчастей и комплектующих к нему, более широко внедрять практику предоставления инвестиционных налоговых кредитов и льгот за создание рабочих мест. Тогда мы по-настоящему сможем опереться на силы отечественного бизнеса, меньше будем зависеть от "внешних факторов" и, как следствие, будем иметь реальные, а не условные сценарии развития страны.

Макроэкономика