- Процесс этот закономерен, так как сейчас идет бюджетная реформа и бюджетный процесс меняется по ряду направлений. Во-первых, начиная с 2007 года процедура принятия бюджета сокращается до трех чтений. Во-вторых, выделяются, скажем так, условно постоянные расходы и новые расходы. То есть достаточно государству принять на себя какие-то социальные обязательства, и они остаются действующими на следующие годы, пока не закончатся данные обязательства. В нем есть попытки бюджетного планирования, ориентированного на результат. И нынешний трехлетний финансовый план, то есть среднесрочное планирование - один из элементов бюджетной реформы. Подобные попытки предпринимались в 1996 и 1997 годах, но речь шла лишь о справочных планах. Отличие нынешнего трехлетнего плана в том, что этот документ станет нормативным.
- Михаил Михайлович, многих экспертов пугает ежегодное увеличение расходов и профицита, которые запланированы в этом документе. Понятно, что есть деньги Стабилизационного фонда. Так что, если вдруг цены на нефть резко пойдут вниз, доходы бюджета будут сокращаться, а расходы расти?
- В документе действительно, особенно по сравнению с текущим Законом о бюджете, заметно растут расходы.
Но, во-первых, в июне будут увеличены расходы бюджета-2005 примерно на 350 миллиардов рублей. Думаю, что осенью произойдет увеличение еще на 150-200 миллиардов рублей. Суммарно это составит порядка 2,5 процента ВВП. Таким образом, уже в этом году произойдет колоссальное увеличение расходов по сравнению с Законом о бюджете. В этом году это возможно за счет дополнительных доходов от "ЮКОСа", "Сибнефти", "Башнефти". В следующем будут изменены правила формирования Стабилизационного фонда: цена отсечения для нефтяных доходов поднимается с 20 до 27 долларов за баррель. То есть доходы в размере примерно 2 процента ВВП изначально перераспределяются из Стабфонда в текущий бюджет. Это и является основой увеличения расходов в последующие годы.
Боюсь, что такой цены отсечения "не хватит", и в следующем году встанет вопрос об увеличении цены отсечения с 2007 г. до 29, а может, и до 30 долларов за баррель. Конечно, это создает угрозу для всей бюджетной системы в случае падения цены на нефть. Защита в этой ситуации будет только одна - накопленные деньги Стабфонда.
- Получается, что бюджет сбалансирован таким образом, что если цена на нефть падает, то мы начинаем попросту проедать деньги Стабфонда?
- Во-первых, мы начинаем их проедать уже и в этом, и в следующем годах, потому что изменение цены отсечения с 20 до 27 долларов за баррель нефти дает примерно два процента ВВП дополнительных расходов. То есть, меняя планку Стабфонда, мы меняем пропорцию между двумя сообщающимися сосудами - текущий бюджет и доходы, которые отчисляются в Стабилизационный фонд. Кроме того, бюджет 2006 г. считался из расчета цены на нефть в 34 доллара за баррель и 32 доллара в следующие два года.
- А если мы проедим все деньги фонда, что тогда?
- Все деньги страна проесть не сможет. По моим оценкам, к концу года в Стабфонде должно накопиться порядка 55 миллиардов долларов. После того как пройдут досрочные платежи Парижскому клубу кредиторов, сумма резерва составит порядка 40 миллиардов долларов. В принципе этого достаточно для финансирования дефицита бюджета при цене на нефть в 20 долларов за баррель на протяжении двух лет.
- Сколько денег будет направляться в специальный Инвестиционный фонд?
- Небольшая сумма - порядка 70 миллиардов рублей плюс обычные инвестиции.
- Но ведь страны - экспортеры нефти тратят на инвестпроекты гораздо больше средств, понимая, что в будущем они дадут больше доходов. В частности, в Объединенных Арабских Эмиратах до того развили туристическую инфраструктуру, что туризм по приносимой прибыли стране опередил нефтяной сектор. Почему такое невозможно у нас?
- Это большая проблема сегодняшней экономической политики в целом. Дело в том, что нынешнее ослабление бюджетной политики происходит в пользу социальных расходов, то есть в пользу повышения зарплат, пенсий. Это, конечно, само по себе важно. Но одновременно с этим ничего не вкладывается в крупные национальные проекты, в создание и развитие инфраструктуры, которые могли бы приносить доходы в будущем. Этого, к сожалению, правительство отладить так и не смогло.
- Деньги, потраченные из Стабфонда, будут разгонять инфляцию. Ведь все попытки Грефа получить больше средств на инвестпроекты спотыкались о заявления Кудрина, что таким образом инфляцию будет трудно сдержать, а значит, будет снижаться и уровень жизни граждан. Уже сейчас реальная инфляция выше тех цифр, которые озвучивает Росстат. Что будет дальше?
- Конечно, инфляция повысится. Точнее, ее сложнее будет сбить. Она и так достаточно высока, и даже официальные данные показывают ее рост по сравнению с прошлым годом. Дополнительные траты текущего года, безусловно, дадут дополнительный всплеск инфляции.