И сам храм Успения Богородицы, и место, где он стоит, для России - святыня. Здесь согласно летописям находится могила легендарного Гостомысла, предложившего позвать на княжение в Новгород Рюрика. Великая Отечественная война превратила храм в руины, а его фрески - в крошки. Казалось, вернуть всему этому первоначальный вид просто невозможно.
В таком состоянии увидел в 1955 году древний памятник архитектор Леонид Красноречьев. Проведя самостоятельно исследования, он составил подробный научный план реставрации. Но, увы, понадобилось почти 60 лет, прежде чем святыня получила свое второе рождение: в 2001 году правительства России и Германии подписали соглашение, решившее судьбу культурных ценностей. В частности, оно предусматривало участие немецкой стороны и в восстановлении храма Успения Богородицы на Волотовом поле. На реставрацию Германия выделила 1,5 миллиона долларов.
И началась труднейшая, ювелирная работа. Старинная кладка храма, по выражению Кузьминой, рассыпалась чуть ли не от дыхания. Ведь много лет он стоял без крыши под ветрами и дождями, раствор уже не держал стены. В сущности, церковь представляла собой холм из обломков кирпичей, камней.
- Нам повезло, что храм всегда привлекал внимание архитекторов, искусствоведов, - говорит Кузьмина. - Его тщательно обмеряли, делали копии фресок, а с появлением фотографии - много снимков. Есть, например, фотографии 1862 года. А ведь памятник не раз перестраивался в XVIII-XIX веках. Удалось найти чертежи и обмеры 1920, 1939 года. Словом, к истине мы приближались постепенно.
Отправляясь с уже готовым проектом в Москву, Кузьмина очень волновалась. Дело в том, что в Новгороде многие сомневались, что "наверху" дадут "добро": местами у храма осталось от 2 до 4 метров кладки, а надо было надстроить до 15 метров. Но столичные мэтры в успехе не сомневались, так как новгородские специалисты - одни из лучших в стране.
- Мы поднимали стены, а художники-реставраторы кропотливо собирали остатки фресок, - рассказывает Нинель Николаевна. - Всего найдено около полутора миллионов кусочков, фрагментов фресок и живописи. Сейчас с ними работают в мастерских. А вот около 40 квадратных метров фресок удалось сохранить прямо на стенах, и теперь их можно увидеть.
В истории восстановления храма есть эпизод, который сама Кузьмина называет чудом. В завалах ученые нашли кирпич с рисунком 1352 года - как приветственное послание предков. На нем изображена ладья под парусом, нос у нее в виде звериной головы, корма загнута. На ладье - три человека, один с мечом в поднятой руке, два других- на веслах.
- Мы расшифровали это так: Рюрик с братьями, - говорит Кузьмина. - А сама я поставила свечу в память об изображенных людях. Нет, не просто так этот кирпич древние мастера положили в кладку храма. К слову, и он, и макет храма, и наши чертежи выставлялись в Германии.