15.06.2005 03:35
Власть

КС определил права родственников потерпевшего

Конституционный суд уточнил, кого можно считать жертвами
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3795)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня "РГ" публикует определение Конституционного суда России о том, кому переходят права потерпевшего, если сам он умер. Возникла данная юридическая коллизия в Волгоградском гарнизонном военном суде. Там рассматривали дело об убийстве гражданина Моисеева.

 

Военные судьи решили, что по Уголовно-процессуальному кодексу, если жертва преступления была убита, то ее права как потерпевшей переходят к одному из близких родственников. Но что делать, если таких родственников не один? У гражданина Моисеева права потерпевшей получила сестра. Поэтому Волгоградский военный суд не стал наделять точно такими же правами дочь убитого, а также обратился в Конституционный суд.

Что это за права, почему вопрос оказался таким серьезным, что дошел до высшей судебной инстанции России? Дело в том, что государство по закону обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Заметим, обеспечивает - не значит выплачивает. Компенсации может выплачивать и преступник, если назначит суд. А государство помогает истребовать эти деньги с виновного.

Не признав дочь погибшего потерпевшей, суд фактически лишил ее права на компенсацию, а также и других прав. Например, потерпевшие получают право читать уголовное дело, которое другим людям просто не дадут. Они вправе подавать жалобы, предъявлять доказательства и совершать ряд других процессуальных действий. Статья Уголовно-процессуального кодекса, на которую ссылались военные судьи, признает потерпевшими близких родственников погибшего. К ним относятся супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Как сказано в определении Конституционного суда: "По смыслу закона, каждое из перечисленных лиц в случае причинения ему вреда наступившей в результате преступления смертью близкого родственника имеет право на защиту своих прав и законных интересов в ходе уголовного судопроизводства".

В упомянутой статье УПК есть фраза про возможность перехода прав потерпевшего лишь к одному из близких родственников. Именно ее и оспаривал военный суд. Но по мнению судей Конституционного суда, эту фразу просто неправильно поняли. "Само по себе это не может рассматриваться как основание для лишения прав всех иных близких родственников", - заключили в Конституционном суде. А норма эта введена совсем для другого: чтобы определить круг лиц, которые имеют право стать потерпевшими.

В сухом остатке определение можно пересказать так: закон менять не надо, надо лишь по-другому его читать. Касаясь конкретного случая - дочь убитого должна считаться потерпевшей, так же как и его сестра.

Госуправление Уголовное право Конституционный суд