16.06.2005 04:00
Власть

Что скрывают военные прокуроры?

Главная военная прокуратура: расширенное заседание при закрытых дверях?
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3796)
Читать на сайте RG.RU

Официального пресс-релиза до или после этого заседания тоже не будет, сказали "РГ" в пресс-службе ведомства, поскольку мероприятие "чисто служебное". За двое суток до коллегии в прессу было передано лишь короткое сообщение с сухими цифрами и выражением "обеспокоенности участившимися случаями гибели военнослужащих в результате преступлений и происшествий".

Чем вызвана такая закрытость коллегии? Внятного ответа на этот вопрос редакция у военных прокуроров получить не смогла. И это настораживает. По закону о государственной тайне все данные о преступности в Вооруженных силах и состоянии дисциплины в войсках больше не считаются секретными. Так что военная прокуратура запертыми дверями не охраняет никакую тайну.

В кулуарах военной прокуратуры нам дали понять, что закрытость мероприятия можно объяснить последними событиями, которые, как здесь считают, преднамеренно раздуваются прессой. Имеются в виду высказывания руководства Главной военной прокуратуры и министерства обороны. В любом случае закрытость коллегии может не остудить, а лишь подлить масла в огонь.

Так о чем же говорили на своей коллегии военные прокуроры? Главная тема - гибель военнослужащих в армии вне зон боевых столкновений. Еще в конце мая генерал-полковник юстиции Александр Савенков отмечал постоянный рост преступности в армии. Дедовщины стало на 25 процентов больше прошлогоднего показателя. По словам Главного военного прокурора, в общей массе воинских преступлений дедовщина возросла до 30 процентов. Причина больших процентов - "расхлябанность и отсутствие четких и ясных правил, отвечающих реалиям сегодняшнего дня воинского устава". В переводе на общечеловеческий язык это надо понимать так: дедовщина, которая дает много армейских смертей, - результат того, что офицеры не работают с каждым солдатом.

Да и сами офицеры не только не доглядывают за подчиненными, но и сами совершают преступления, в результате которых гибнут солдаты. По цифрам это выглядит так: от действий офицеров рядовых стало гибнуть в три раза больше, чем в прошлом году, - с 10 до 30 случаев.

Примером можно назвать уголовное дело, которое военные прокуроры расследуют в Адыгее. Там в прошлом году в январские морозы командир части Шевчук собрал личный состав на плацу и заставил двух солдат, которые нарушали дисциплину, выпить прилюдно и разом десять бутылок водки. В результате один из проштрафившихся - рядовой Шершнев - умер от острого отравления алкоголем. Но этот случай - экзотика. Чаще же пьяные офицеры до смерти избивали рядовых. Всего же за уголовные преступления привлекли 343 офицера. Это больше предыдущего года на 24 процента. Результат - все больше солдат стали накладывать на себя руки.

Начальник главного управления кадров минобороны генерал-полковник Николай Панков в своем докладе на коллегии министерства в 2004 году озвучил вот такие цифры. За неполных два месяца (с января по 25 февраля) покончили жизнь самоубийством в сухопутных войсках - 8 человек, в ВМФ - 7, в РВСН - 3, в космических войсках - 2 человека. Самоубийства - это основная причина гибели людей в армии, которая не воюет.

Когда летом прошлого года Генеральный прокурор Владимир Устинов докладывал президенту Путину про небоевые потери, то сказал, что за полгода погибли 500 человек, из которых треть - самоубийцы. Всего за 2004 год добровольно ушли из жизни 250 военнослужащих.

Вообще с цифрами потерь нашей армии в мирное время сегодня сложилась не совсем понятная картина. В Главной военной прокуратуре они большие и нет тенденции к снижению. В министерстве обороны оказались другие цифры. По их мнению, небоевых потерь стало меньше на треть. И дедовщина снизилась по сравнению с прошлым годом на 9 процентов. Пока получается, что армия одна, а потери у нее разные.

Если армия больна, то теми же болячками, что и общество. И то, что происходит за стенами казармы, выглядит не страшнее, чем на гражданке. К сожалению, это так. "Небоевые потери" на дорогах, в темных переулках, в кухонных пьяных разборках или "полях сражений" братвы несравненно больше потерь армейских. Но это никому не дает права закрываться от общества.

Наша справка:

В 2002 и 2003 годах в Вооруженных силах погибли из-за преступлений и происшествий - 2 тысячи человек.

По официальным данным, в 2004 году небоевые потери в армии составили 1100 человек. В эту цифру включены гражданские, погибшие по вине военнослужащих (в ДТП и прочих происшествиях).

За пять последних лет во всех силовых ведомствах потери составили 10 тысяч человек.

Госуправление Армия Главная военная прокуратура