17.06.2005 02:00
Культура

В Москву привезли "билейские" картины сюрреалистов

Божественные фантазии знаменитых сюрреалистов
Текст:  Игорь Шевелев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3798)
Читать на сайте RG.RU

Очередь в музей до 7 августа, пока работает эта выставка, гарантирована. И высокая цена билета - 200 рублей всем и 100 рублей льготникам, - тому не помеха, а приманка: если искусство дорого, значит, оно того стоит.

Наверняка привлечет и тема выставки: "Библейские сюжеты". Шутка ли, взгляд закоренелых авангардистов и экспериментаторов ХХ века на вечные темы веры и Библии. Представлены, например, офорты Сальвадора Дали к "Песни Песней", цикл литографий к "Потерянному раю" Мильтона, мистические сюжеты Эрнста Фукса, литографический цикл к Евангелию от Матфея Отто Дикса. Зритель погружается в напряженный мир метафизических прозрений мастеров.

О Сальвадоре Дали много говорить не надо, он едва ли не самый популярный художник ХХ века, и каждая его выставка в России привлекает толпы зрителей. Испанец, он с детства не мог не быть погружен в кровоточащий мир католической веры, следы которой видны в его работах.

Отто Дикс- классик немецкого экспрессионизма, одного из самых "неклассических" направлений искусства ХХ века, - пережил пик своего признания в конце 1920 - начале 1930 годов. За что и был назван пришедшими к власти нацистами ярким представителем "дегенеративного искусства". Все его работы были изъяты из немецких музеев и галерей, часть из них сожжена. Художник заточил себя в добровольной ссылке в провинции, где припал к корням средневекового немецкого искусства. Его евангельский цикл рисунков простонароден и потому особенно неотразим: эта история веры, проповеди и предательства происходит каждый день, эти лица мы видим вокруг себя.

Хорош Эрнст Фукс, который сразу после войны основал "венскую школу фантастического реализма", личность яркая, трагическая, живая. Может, потому, что он приезжал в Россию в начале 1990 годов, но его офорты на мистические и ветхозаветные темы, язык которых синтезирует сюрреализм, готику, романтизм, находит множество подражателей в нашей стране. .

На открытии выставки Зураб Церетели вспомнил, как был у Дали и видел его библейские работы. Как был у Пикассо и видел его библейские работы. Библия - это некая высшая планка, которую рано или поздно ставит перед собой художник. И то, что эта планка была у таких мастеров, как Дали и Пикассо, вдохновила и Церетели на пластические решения этой вечной библейской темы, которыми теперь переполнена его галерея искусств на Пречистенке. Свою встречу с домом-мастерской Сальвадора Дали вспоминал и художник Таир Салахов. А вот Иосиф Кобзон сказал, что не очень любит современное искусство, реализм ему больше по душе, но он любит Церетели и потому очень рад и этой выставке.

На самом деле, выставка "Библейские сюжеты" носит откровенно коммерческий характер. Большинство представленных на ней литографий и офортов были отпечатаны авторами в количестве нескольких сот экземпляров и уникальными произведениями вряд ли могут считаться. Такие выставки ездят из страны в страну, отчасти как некий "цирк искусства для народа". В них есть своя просветительская идея, ничего постыдного, наоборот. Мы, как известно, особенно любим передвижников, и вот в ХХ веке они именно таковы.

В любом случае, зрители могут заодно посмотреть и основную его экспозицию. Она того заслуживает, - Шагал, Малевич, Пиросманашвили, Ларионов, тот же Дали, да мало ли кого там можно увидеть, причем, в больших, церетелевских количествах и масштабах.

Актуальное искусство