- С 1999 года, когда была установлена новая фестивальная формула, сохраняется некая преемственность в его проведении. Первое - фестиваль стал ежегодным. Вторая объединяющая черта - то, что фестиваль стал рабочим. За это время возросло значение нашего кинематографа в жизни россиян. Наше кино вернулось на экраны.
Два года назад мы справедливо отказались от кинорынка, который проходил в рамках кинофестиваля и который потерял всякий вес, так как на кинорынках мира произошли кардинальные изменения. В результате конкурентной борьбы в мире осталось два рынка: рынок Каннского кинофестиваля и рынок в Лос-Анджелесе.
Бюджет кинофестиваля остался на прежнем уровне. Если учитывать коэффициент инфляции, то по отношению к бюджету 1999 года реально осталось от него 40 процентов. Фестиваль стал в два раза дешевле.
Сейчас ведутся переговоры, чтобы получить дополнительные деньги из бюджета, но устно все говорят "да", а письменно "нет".
В этом году на кинофестивале впервые будет работать "индустриальный офис" - для профессионалов, которые приезжают делать дело, а не для того, чтобы себя показать.
Российская газета: А статус "А" кинофестиваля мы при этом не потеряли?
Кирилл Разлогов: Нет, но Московский кинофестиваль постепенно теряет масштаб. Мы потеряли в скорости развития. Большие кинофестивали увеличивают количество фильмов: в Берлине показывается до 300-400 картин, в Венеции - более 300, в Каннах - 250 картин не считая кинорынка. На Московском же фестивале показывается 100-150 картин. Это приблизительно столько же, сколько на кинофоруме в Сараево. Процесс превращения кинофестиваля из большого в региональный, на мой взгляд, негативная тенденция, которую необходимо преодолеть.
РГ: Сокращение количества фильмов, очевидно, заставляет более жестко подходить к их отбору?
Разлогов: Если на первом кинофестивале была показана полная мировая кинопрограмма за прошедший год, то теперь на ста картинах этого сделать нельзя. Поэтому выбирали интересные фрагменты. В прошлом году, на мой взгляд, мы совершили ошибку, оставив внеконкурсный показ практически без структуры. В этом году мы пошли по иному пути, чтобы было ясно, почему выбрана та или иная картина.
РГ: Что получилось в результате?
Разлогов: В результате сохранилась программа "Национальные хиты". Это картины, которые пользовались большим коммерческим успехом у себя на родине.
Вторая программа - "Восемь с половиной фильмов". Это традиционный арт-хауз.
Это программа группы "Синефантом" - молодые кинематографисты, которые ближе к изобразительному искусству, чем к литературе.
В Роттердаме в этом году с большим успехом прошла российская программа Параллельного кино. И мы сделали программу "Эхо Роттердама".
В основном конкурсе Россию представит фильм Алексея Учителя "Космос как предчувствие", сделанный в стиле ретро.
РГ: Как вы оцениваете конкурсную программу фестиваля?
Разлогов: Что касается большого конкурса, то в этом году хуже представлены Юго-Восточная Азия, хотя наши традиционные партнеры стали модны на больших кинофестивалях (в Каннах было показано 6 корейских фильмов). Та картина, которую мы хотели показать в конкурсе, от нас ушла и, я думаю, она появится в Венеции. Но зато появилась кинематография Ближнего Востока. Узбекское кино, как и казахское, переживает период динамичного развития.
РГ: Чья была идея сделать председателем жюри драматурга Валентина Черныха ("Оскар" за сценарий "Москва слезам не верит")?
Разлогов: Моя. Я предложил, чтобы председателем жюри был победитель предыдущего кинофестиваля, но поскольку Дмитрий Месхиев (режиссер фильма "Свои" - победителя 26-го кинофестиваля) занят новым проектом, жюри возглавил здравый центрист Валентин Черных.
РГ: Кто к нам приезжает из мировых звезд?
Разлогов: Питер Гринуэй, Иштван Сабо, Анни Жирардо, Жанна Моро... Ожидаются звезды и не ожидаются гастролеры.