17.06.2005 05:30
Общество

Алексей Учитель: Московский фестиваль может выйти на новый уровень

Фильм российского режиссера в конкурсной программе фестиваля
Текст:  Татьяна Хорошилова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3798)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета | Алексей Ефимович, ваши фильмы - лауреаты многих кинофестивалей. Вас с "Космосом как предчувствие" приглашали на зарубежные фестивали. Вы отказались. "Сработало" чувство патриотизма?

Алексей Учитель | Я первый раз работал с замечательным сценаристом Александром Миндадзе, который написал сценарий с названием "Космос как предчувствие". Основа драматургическая была очень важна: сценарий был очень тонкий, многослойный, очень неоднозначный в словах героев, поступках, действиях. Это было для меня и ново, и интересно, и необычно. В каком-то смысле это был эксперимент. Плюс мои коллеги, с которыми я делал уже не одну картину. Над фильмом работал один из лучших наших операторов Юрий Клименко. Когда вы увидите, поймете - насколько необычна драматургия изображения. Я придаю колоссальное значение звуку. Вторую картину со мной делает Кирилл Василенко. Он не звукооператор и звукорежиссер, а звукокомпозитор. В фильме совершенно потрясающее звучание. Мне показалось, что звучит музыкальная арфа. А он говорит: "Нет, это ночью я записал портовый кран..." В фильме четверо главных героев. Главную роль исполняет Евгений Миронов.

Действие нашей картины - 57-й год, Север, портовый город. Снимали мы в трех местах - в 100 километрах от Петербурга, под Волховым и Сясьстроем. Эти города совершенно уникальны. Сясьстрой - живая декорация. У нас очень много морских съемок в Кронштадте. Историю - очень трудно пересказать в двух словах... Главный герой -повар, две родные сестры официантки, работают в этом же ресторане. Появляется еще один загадочный герой,который, как потом выясняется, хочет бежать за границу. Вокруг этого возникают человеческие отношения - любовь, измена, дружба. Но самое главное заключено в названии этой картины. Предчувствие - это ключевое слово фильма. Что будет с героями, никто не знает.

Главный герой любит одну, в результате женится на другой. Друг оказывается не друг, и все время меняются ситуации. Они создают драматургическую основу картины.

Дебютировала в фильме Елена Лядова, актриса МТЮЗа. Сложность актерская была в том, что две сестры должны были быть похожи. У Ирины Пеговой по жизни пышные формы. И мы заставили Лену Лядову перед съемками поправиться на 12 кг. Что она успешно сделала.

В конце картины является молодой летчик, по имени Юра, его играет Дмитрий Муляр, актер театра на Таганке. Юра - прототип Гагарина. В 57-м году Гагарин был никому не известный летчик, только что закончивший училище. Фильм заканчивается хроникой жизни самого Гагарина. Документальные кадры в финале картины, где Гагарина встречают после его космического полета. Я очень пытался, когда мы подбирали актерский состав, найти буквального двойника Гагарина. Мы искали его по военным училищам, но такой типаж, увы, стал редким. Для меня это было неприятное открытие - таких открытых лиц как у Гагарина, осталось очень мало.

РГ | А Том Круз?

Учитель | У Тома Круза - открытое лицо, улыбается, но внутри он закрыт. А у Гагарина некий типаж простого русского парня. Мы его искали и в провинции, в маленьких театрах, просто на улице, в клубах двойников... Все пересмотрели, но так и не нашли. Но у Димы Муляра замечательная улыбка! Американцы посмотрели фотографию, где он в гагаринской военной форме, и пригласили на роль Гагарина в какой-то зарубежный фильм.

РГ | Космос - многослойное понятие. Как вы расшифровываете его?

Учитель | В картине присутствует космос конкретно, поскольку наши герои реагируют на запуск первого спутника. Космос повлиял на их жизнь, реально - все неожиданно перевернулось.

РГ | Вы отожествляете себя с главным героем?

Учитель | Режиссерская профессия заключается отчасти в том, что я должен себя отождествлять с этой картиной с помощью какого-то героя. Я должен быть в его шкуре, примеряя все на себя. Я думаю, что этот фильм и все, что с ним происходит, тоже сильно повлияет на меня творчески. Сильно перелопатит мою личную жизнь. Мне 50 лет.

Кризис среднего возраста прошел, но мне важны ощущения.

РГ | Режиссерская профессия должна обязательно заводить чем-то?

Учитель | Эмоции можно черпать из сюжета, из энергии своих близких по съемочной группе людей, актеров. Когда это взаимодействие происходит, получается удача. Это очень редко бывает. Мне кажется, в этой картине это соединение произошло.

РГ | А если этого не происходит?

Учитель | У меня был случай, когда в уже снятой картине я поменял одну из актрис.

РГ | Какой вам нужен перерыв между съемками фильмов?

Учитель | Я снимал картины без перерыва. Закончил "Прогулку", через два месяца начал съемки "Космоса".

РГ | Чьи актерские работы вы бы отметили?

Учитель | Я думаю, без ложной скромности, это лучшая роль Жени Миронова. Она необычная была изначально, то, что заложено в сценарии. Он начинал сниматься сразу после "Идиота". У актера невольно создаются некие штампы, которые он может перенести на другую картину, но Женя сыграл замечательно. То, что он делает на экране, абсолютно не похоже на то, что он делал раньше. В фильме, например, Евгений Миронов боксирует. Тренер, специально готовил двух актеров - Миронова и Евгения Цыганова четыре месяца. Во время съемок тренер сказал про Миронова, что более талантливого ученика он не встречал. Он органично двигался, точно наносил удары.

РГ | Вы участник многих кинофестивалей. Какой больше всего нравится?

Учитель | Все фестивали нравятся, особенно те, где я побеждаю. Каннский фестиваль по атмосфере замечательный, на втором месте - Московский. Потому что он может выйти на новый уровень, если в нем будут участвовать фильмы сильные по режиссуре. И Московский фестиваль независимо от того, будут ли звезды, не будут, - станет событием в кинематографе мира. Если не в этот раз, то в следующий. Конкурс должен быть очень сильным, чтоб хотели ехать не в Венецию, не в Карловы Вары, и не в Берлин, а сюда. Второе - это рынок. Каннский фестиваль знаменит тем, что там огромный кинорынок, который влияет на судьбу твоей картины. Наш фестиваль - четвертый после Канн, Берлина, Венеции. Он обошел Лакарно и Карловы Вары. Но надо стать первыми.

Из досье "РГ"

Алексей Учитель - режиссер, продюсер, народный артист России. Родился в 1951 г. в Ленинграде. Сын известного режиссера-документалиста Ефима Учителя. В 1975 г. окончил ВГИК. Работал как режиссер-оператор на Ленинградской студии документальных фильмов. Художественный руководитель и генеральный директор основанного в 1990 г. ТПО "Рок". В игровом кино дебютировал фильмом "Мания Жизели" (1995). Обладатель премии Российской Киноакадемии "Ника" за лучший игровой фильм 2000 года, выдвигался на соискание премии "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм" 2000 года ("Дневник его жены"). Лауреат многих международных и российских кинофестивалей. Последний фильм Алексея Учителя "Прогулка" был отмечен тремя призами Кинофестиваля "Окно в Европу" в Выборге, в том числе призом за "Лучшую режиссуру".

Образ жизни Кино и ТВ