20.06.2005 06:00
Общество

Иштван Сабо - почетный гость ММКФ

Иштван Сабо - почетный гость ММКФ
Текст:  Андрей Захарьев
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3799) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3800)
Читать на сайте RG.RU

В последнее время Иштван Сабо к нам зачастил - например, в апреле он представлял ретроспективу собственных фильмов.

Российская газета: Со временем ваше отношение к нашей стране меняется?

Иштван Сабо: Правильнее говорить об отношении к русской культуре, чем к стране. Роман "Война и мир" в СССР был тем же, что и в России. Мне и в советские времена нравилась Наташа Ростова, я восхищался князем Болконским, но знал, что они не члены партии. Они мне и сейчас нравятся.

РГ: Вы часто говорите, что политика и искусство неразделимы. Почему?

Сабо: Я считаю, что между ними очень тесная связь. И политика, и искусство хотят завоевать людей и влиять на них. Но мы даже не замечаем, насколько искусство зависит от политических изменений. Самые главные произведения российского искусства, которые любят за эстетику, не могли быть созданы без политических вызовов. Эйзенштейн тоже снимал в своих фильмах такой мир, который его окружал, и это уже политическое влияние. И, может, Сталин не просил его делать кино про централизованную власть, это, может быть, даже неправда. Один из лучших фильмов Миклоша Янчо "Бедные парни" был отражением выводов, которые он сделал после событий 1956 года в Венгрии.

РГ: Вы сами как выбираете истории для экранизации?

Сабо: Не знаю. Просто нравится или не нравится.

РГ: В Венгрии жил писатель, полный ваш тезка. Не приходилось ли вам пересекаться?

Сабо: У нас нет родственных связей, но если вы откроете телефонную книжку в Будапеште, то обнаружите пять страниц, исписанных именами Иштван Сабо.

РГ: Какие у вас планы?

Сабо: В Венгрии все кофейни заполнены режиссерами, у которых есть свои планы. Сейчас я хочу сделать венгерскую картину с венгерскими актерами и надеюсь, что мне удастся добиться всего этого малыми средствами. Но это сегодня нелегко.

РГ: Пересматриваете ли вы свои старые фильмы?

Сабо: Не смотрю по двум причинам: в старых картинах участвуют актеры, которых уже нет. И очень печально на них смотреть - они были моими друзьями. Я не смотрю свои старые фильмы и потому, что нахожу в них все новые ошибки. Поэтому я люблю пересматривать фильмы других режиссеров.

РГ: Как познакомились с Брандауэром?

Сабо: Я искал такого немецкоязычного актера, который мог бы сыграть главную роль в "Мефисто". Клауса Марию Брандауэра видел в спектакле "Тартюф", он был очень хорош. Я позвонил ему и попросил прийти на пробы. Он спросил, для какой картины. Я сказал, что хочу сделать фильм по мотивам Клауса Манна "Мефисто". Тогда он спросил, на какую роль я его собираюсь пригласить. А узнав, что на главную, сказал, что не стоит делать проб, потому что это его роль. Он оказался прав.

РГ: Насколько я знаю, на актеров вы возлагаете особые надежды?

Сабо: Чем кино отличается от других видов искусства? Есть что-то, в чем оно уникально? Или, может, кино - унисон различных видов искусств, смесь, коктейль. Немножко фотографии, немножко изобразительного искусства, и все это вместе - кино. Скажем, секреты души человеческой можно описать в книге. Отношения друг к другу или к природе можно изобразить на живописном полотне. Отношения между людьми можно изобразить в театре. Тогда зачем делать кино? Есть одна особенность, которая не свойственна ни одному другому виду искусства. Это чувства и мысли, которые рождаются на живом лице на крупном плане. И их изменения. Например, когда любовь появляется во взоре актера. Или, скажем, от взгляда одного человека во взгляде другого появляется чувство ревности - вот это нарисовать невозможно. Это можно только заметить. А если можно заметить, значит, можно и сфотографировать. И вот это свойственно кино, даже театр это не может сделать, потому что мы не видим секретов лица, мы далеко от актера. В кино это видно. Скажешь: "Иван Грозный" Эйзенштейна - и вы представите себе лицо царя в палатах, его огромную тень на стене. Или, может быть, вы вспомните сцену, где стоит человек с бородой и за ним вьется змейкой народ. Это лицо актера Черкасова. А при упоминании фильма "Гражданин Кейн" вы вспомните лицо Орсона Уэллса. Или фильм Жана-Люка Годара "На последнем дыхании" - это лицо Бельмондо, когда он смотрится в зеркало.

РГ: Смотрите ли вы современное российское кино?

Сабо: Российское кино мне нравится, оно очень хорошее. Здесь много талантливых людей. И существуют определенные традиции повествования. Не стоит забывать, что это страна Чехова, Гоголя, - есть основа, на которой строить. Понравилась мне картина "Возвращение" Звягинцева, люблю Киру Муратову - считаю ее великим режиссером, но, конечно, ей легко, потому что ее дедушка был Чехов.

Образ жизни Кино и ТВ