21.06.2005 01:59
Экономика

"Мобильниками" обзавелась половина россиян

Стопроцентный охват населения услугами мобильной связи ожидается через 10-15 лет
Текст:  Людмила Морозова
Российская Бизнес-газета - : №0 (512)
Читать на сайте RG.RU

Впервые о мобильниках заговорили в 1947 году, тогда американская научно-исследовательская лаборатория Bell Laboratoris выступила с предложением создать мобильный телефон. На тот момент пределом самых смелых надежд и предложений было создать телефоны для использования в автомобилях. Такие аппараты полноценными мобильными телефонами трудно было и назвать. Только 3 апреля 1973 года был изготовлен первый мобильный телефон, габариты которого, по нынешним меркам, просто ужасают - 225х125х375, и весил такой мобильник 1,15 килограмма. Причем дисплей в нем отсутствовал напрочь. Как, впрочем, и различные вспомогательные функции. Аккумулятор обеспечивал до получаса работы в режиме разговора и заряжался в течение 10 часов. В это же время стараниями инженеров на вершине 50-этажного здания в Нью-Йорке была смонтирована базовая станция. Правда, на самом деле это был всего лишь прототип, способный обслуживать не более 30 абонентов и соединять их с наземными линиями связи. Но революционное достижение в сфере коммуникаций все же состоялось.

На сегодня "мобильниками" обзавелась уже половина россиян, однако до стопроцентного проникновения сотовой связи в России, отмечают аналитики, придется подождать еще как минимум 10-15 лет.

Надо отметить, что в последнее время на темпы роста рынка мобильных телефонов оказало значительное влияние несколько факторов, в частности, это возросший спрос на телефоны в розничных сетях, рекордные уровни продаж в них, активизация региональных игроков и падение объемов серого рынка. Кстати, еще пять лет назад ничто не предвещало заката серых телефонов, везли их много и отовсюду, доля серого рынка в России превышала половину объема всего рынка. Именно тогда и появились первые компании, стремящиеся торговать чистым или, как его еще называют, белым оборудованием. И сегодня с уверенностью можно сказать, что эти компании не промахнулись и сделали верную ставку в этой большой игре.

По данным аналитиков исследовательского холдинга ROMIR Monitoring, занимающихся изучением потребительских предпочтений на рынке сотовой связи в России, доля россиян, пользующихся мобильной связью, пока не превышает 50 процентов. Впрочем, такие данные идут вразрез с оценками сотовых операторов, согласно которым уровень проникновения мобильной связи в целом по России превысил уже 62 процента.

Как сообщает RBC daily, согласно данным ROMIR Monitoring за май 2005 года, доля россиян, пользующихся мобильной связью, составила 49 процентов. В апреле текущего года этот показатель составлял 47 процентов, а в феврале 2004 года - около 25 процентов. Согласно результатам апрельского исследования, 51 процент пользователей мобильной связи в России составляют мужчины, а 49 процентов - женщины. Ровно половину всех отечественных пользователей мобильных телефонов составляют молодые люди от 18 до 34 лет. Каждому пятому пользователю от 45 до 59 лет. И, наконец, 6 процентов пользователей составляют пожилые люди от 60 лет и старше.

Если обратиться к географии пользователей сотовой связи, то, по данным исследовательского холдинга, в апреле 26 процентов абонентов проживают в Центральном федеральном округе, по 19 процентов - в Южном и Приволжском. Около 12 процентов абонентов проживают в Сибири, 10 процентов - на Урале и 9 процентов - в Северо-Западном регионе. Жители Дальнего Востока составляют не более 5 процентов от всех "мобильных" россиян. РБК отмечает, что аналитики заметили тенденцию: число пользователей мобильной связью в России не просто растет, но увеличивается качественно. Абоненты становятся более зрелыми. Как показывают результаты исследования, за прошедшие девять месяцев возросла совокупная доля пользователей в возрасте от 35 лет и старше. Одновременно в чертах нынешнего владельца мобильного телефона стало меньше "столичности" за счет перераспределения долей абонентов в пользу Южного и Уральского округов.

Между тем сотовые операторы показывают в своей отчетности несколько другие данные о своих абонентских базах. Так, по оценкам некоторых аналитических компаний, в целом по России число пользователей мобильной связи составляет 89,27 абонента (62 процента от общего числа жителей страны). Однако операторы при оценке своей абонентской базы не учитывают многих важных факторов. Многие пользователи покупают SIM-карты с выгодными тарифными планами "на выговор", а после использования выбрасывают, кроме того, часто абоненты имеют дополнительные SIM-карты для использования в роуминге. Однако операторы учитывают все проданные SIM-карты в своей отчетности.

В свою очередь, по данным компании Mobile Research Group, которая проводит исследования рынка мобильной связи в России, основываясь на объемах продаж сотовых терминалов, за 2004 год на руках у россиян находилось 42 миллиона исправных мобильных телефонов стандарта GSM. В это число входят также около 3 миллионов телефонов (7-8 процентов), которыми абоненты не пользуются. Таким образом, реальное число пользователей мобильной связи составляло в 2004 году менее 40 миллионов человек, что реально не превышает 28 процентов. Сравнивая объемы продаж контрактов с сотовыми операторами (подключений) и объемы продаж мобильных аппаратов, можно отметить очевидную тенденцию. По данным аналитического отдела, в 2004 году было продано около 40 миллионов контрактов и примерно 24 миллиона мобильных телефонов. То есть на один мобильный телефон приходилось 1,7 SIM-карт, разрыв между продажами телефонов и подключениями становится хорошо заметен. В любом случае аналитики прогнозируют рост уровня проникновения сотовой связи в ближайшие годы. К концу 2005 года этот показатель в России должен достигнуть 80 процентов, а к 2009 году - 87 процентов. После 2009 года уровень проникновения будет прирастать очень медленно и в ближайшие десять лет в России не достигнет 100 процентов.

Что касается качественного роста абонентов сотовой связи, то RBC daily отмечает, что в настоящее время наблюдается довольно существенное различие в мобильных предпочтениях столичных и региональных покупателей. Связано это с тем, что в Москве люди активно приобретают новые телефоны на замену старым, отдавая предпочтение более функциональным и, соответственно, более дорогим моделям. Региональные покупатели приобретают пока только свои первые телефоны, соответственно, наибольшим спросом пользуются недорогие модели. Таким образом, средняя цена телефона в Москве составляет порядка 230 долларов, в то время как в регионах этот показатель не превышает 150 долларов.

Надо отметить, что, по оценкам сотовых ритейлеров, сегодня одним из самых динамично развивающихся сегментов в мобильной телефонии стал сегмент смартфонов. Россияне постепенно начинают осознавать пользу таких аппаратов, хотя нельзя не отметить, что преимущественно смартфоны покупают в имиджевых целях. По данным одного из аналитических отделов, в 2004 году в России было продано 105 тысяч смартфонов. В 2005 году ожидаемый рост продаж смартфонов будет опережать рост продаж обычных телефонов на 18-20 процентов в месяц.

Между тем исследование компании IDC показало, что бум на рынке мобильных телефонов наблюдается не только в России. Среди 12 миллионов абонентов в странах СНГ каждый третий не из России. В Украине, втором после России рынке СНГ, IDC зарегистрировала 100-процентный рост численности абонентов мобильной связи. Быстрыми темпами растут также рынки Казахстана, Грузии и Азербайджана. А вот, кстати, в Китае на 100 жителей приходится всего лишь 19,5 мобильных телефона. По прогнозам специалистов научно-исследовательского института радио, в 2006 году число абонентов мобильной связи достигнет 1,7 миллиарда человек и охватит 26 процентов населения земного шара.

Связь