Кадровая перестановка в ВТО для нас небезразлична. Паскаль Лами, будучи комиссаром ЕС, участвовал в переговорах по вступлению России во Всемирную торговую организацию. По мнению экспертов, он не создавал и не будет создавать помех при причаливании РФ к ВТО. Однако спешить успокаиваться, пожалуй, все же не стоит.
Паскаль Лами - слишком неординарная личность, равно как и возглавляемая им организация. Штаб-квартира ВТО в Женеве призвана, напомним, формировать мировой экономический порядок на многие годы вперед. В теории все выглядит банально, в практике - это дорога через муки. Министрам из 148 стран-участниц ВТО предписано снижать таможенные пошлины в международной торговле, решать, какие секторы экономики защищать, а какие - нет. Не секрет и то, что каждая страна, входящая в организацию, чей обмен товарами и услугами превысил в прошлом году 9 триллионов долларов, имеет сугубо собственные, зачастую входящие в противоречие с другими государствами экономические интересы. Всем известно: в ВТО есть и богатые, и бедные. Как сблизить их позиции, касающиеся в первую очередь правил мирового экономического порядка?
"ВТО, - заявил Паскаль, - средневековая, бюрократизированная организация. В ней ничего не удастся исправно наладить. Сомневаюсь в том, что она сможет добиться либерализации в мировой торговле. Для этого потребуется сначала примирить и убедить богатых и бедных".
Лами не скрывает, что он многие годы убежден в том, что либерализация торговли не может сама по себе гарантировать равномерного, взвешенного развития. Капиталистическая рыночная экономика по своей природе создает неравенства, которые необходимо нивелировать с помощью поддержки. Если не удастся создать такую систему, многие страны останутся в замкнутом круге нищеты, технологической стагнации, экономической слабости. Именно поэтому прибыли и доходы, поступающие в результате либерализации торговли, должны распределяться равномерно, считает Лами.
Ясен и его вывод: темпы и направления глобализации должны контролироваться, так как рынок, хотя он и является наилучшим механизмом распределения благ, все же несовершенен и чреват негативными последствиями, например, серьезным загрязнением окружающей среды.
Новый директор не разделяет всю мощь невидимой руки рынка, напротив, он предлагает протягивать руку помощи тем, кто вступает в бурный поток конкуренции, например, государствам Африки. Как комиссар Лами открывал Евросоюз для бедных. Сегодня ЕС - крупнейший получатель товаров и продовольствия из развивающихся стран. На них приходится более 40 процентов его импорта - на 362 миллиарда долларов. Таким показателем не могут похвастаться Япония, Канада и США, вместе взятые.
Будучи в ЕС, Лами твердо защищал интересы евросоюзовских крестьян, однако не скрывал того, что экспортные доплаты богатых стран своим фермерам содействуют росту нищеты в государствах третьего мира. Так ясно прежде не высказывался никто, кроме него. "Для того чтобы мировой ВВП возрос на полтриллиона, а бедность уменьшалась, необходимо убеждать и богатых, и бедных в том, - говорит Лами, - что глобализация должна быть подконтрольной".
Генеральный директор ВТО, по мнению экспертов, вызывает уважение. О нем ходят легенды. Это человек, который может часами убеждать, довольствуясь в короткие перерывы черным хлебом, бананами и чистой водой. Выпускник школы высших коммерческих исследований, института политических наук, национальной школы администрации, видный деятель Социалистической партии, Лами был советником в правительстве Пьера Моруа. С 1999 по 2004 год занимал пост еврокомиссара по торговле. Настойчив, упорен и справедлив. Считает, что в рамках ВТО должны действовать единые правила инвестирования за границей, обязывающие во всем мире. На родине защищал интересы транспортных корпораций, притесняемых предпринимателями США и Европы, так, что его называли "святым Николаем транспортников". Когда работал в Брюсселе, получил кличку Питбуль - за твердую руку и хватку.