22.06.2005 02:50
Происшествия

Нападением на Ингушетию руководил лично Басаев

Ровно год назад банды Басаева совершили нападение на соседнюю республику
Текст:  Тимофей Борисов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3801)
Читать на сайте RG.RU
Накануне скорбной даты в Ессентуках замгенпрокурора РФ Николай Шепель провел пресс-конференцию по результатам громкого расследования нападения боевиков на Ингушетию. В результате бандитского рейда были убиты 78 человек, в том числе пять работников прокуратуры, 35 сотрудников милиции, 114 человек получили ранения различной степени тяжести.

По словам Шепеля, Генпрокуратура РФ установила личности 90 участников нападения. Замгенпрокурора, правда, не уточнил, окончательная ли эта цифра или нападавших было больше.

Как известно, тогда, в ночь на 22 июня 2004 года, большие силы бандитов одновременно атаковали несколько объектов. Несколько чеченских и ингушских преступных групп под общим командованием Шамиля Басаева напали в Назрани на местный РОВД, погранотряд, тюрьму и склады внутренних войск, в станице Троицкой - на воинскую часть, по дорогам республики - на стационарные посты ДПС. Наутро после нападения местные жители высказывали предположение, что бандитов было более ста человек.

Перед прокуратурой стояло много задач и колоссальный объем работы.

В процессе расследования получила подтверждение первоначальная версия о том, что нападение организовано непосредственно Басаевым и Докой Умаровым. На видеозаписи, которая впоследствии появилась на интернет-сайте боевиков, было видно, что Басаев лично грузил оружие из захваченных милицейских складов.

Всего следственной группой были назначены и проведены свыше 50 баллистических, взрывотехнических и судебно-медицинских экспертиз, допрошены в качестве свидетелей более 500 человек, признаны потерпевшими и гражданскими истцами 309 человек.

Вчера в Генпрокуратуре назвали имена некоторых нападавших. По версии следствия, операцию разрабатывали и организовывали несколько человек, среди которых Шамиль Басаев и арабы Абу Кутейба и Абу Дзейт. Двое последних уже уничтожены федеральными силами. Арабского наемника Абу Кутейбу выследили в Ингушетии в Малгобеке в бункере, расположенном под домом его очередной жены. При штурме пуля спецназовца попала в разгрузочный жилет араба, где лежали боеприпасы, и он взорвался. Абу Дзейта постигла такая же судьба, но только в Чечне. Еще четырнадцать из этих террористов потом приняли участие в захвате бесланской школы и были убиты. 39 бандитов в течение года задержаны, и восемь преступников, такие как К. Атаев, З. Медов, А. Яндиев, А. Бахтиев, А. Баркинхоев, Р. Баркинхоев, М. Гапархоев и М. Лолохоев, уже приговорены к длительным срокам лишения свободы.

Как сообщил Шепель, всего следственной группой в суд направлены 13 уголовных дел в отношении 32 участников банды Басаева. Следствие по этим делам закончено. Еще 33 человека в рамках расследования объявлены в розыск. Их вина подтверждается показаниями задержанных и свидетелей. Среди участников банды Басаева оказались и действующие сотрудники МВД Ингушетии. Например, один из них - Б. Плиев состоял в должности старшего оперуполномоченного МВД Ингушетии по реализации оперативной информации. Он был приближенным Басаева, работал у него связным, развозил деньги по бандам, передавал послания и поручения Басаева главарям боевиков, а также лично возил Басаева в своей автомашине по республике.

"Милиционер ОМОНа М. Лолохоев, выполнявший поручения одного из руководителей банды И. Горчханова, будучи изобличенным в участии в банде, подорвал себя гранатой в кабинете заместителя начальника УБОП МВД Ингушетии, причинив тяжкие повреждения двум сотрудникам МВД России. Сам Горчханов также принимал участие в нападении банды, и 6 июля 2004 года был объявлен в розыск, а 1 сентября 2004 года в составе банды участвовал в захвате школы в Беслане и был уничтожен", - отметил Шепель.

За прошедший год оперативникам удалось также вернуть большое количество оружия, захваченного террористами с милицейских складов. По словам Шепеля, найдены 842 единицы огнестрельного оружия из 1056 похищенных.

Вчера Шепель обошел вниманием вопрос о том, предъявлено ли кому-нибудь из представителей властных структур, военных и руководителей правоохранительных органов республики обвинения по статье за халатность. По мнению же жителей республики, подобная трагедия не могла произойти без попустительства чиновников. Сказалась и бездеятельность военных. Так, например, свидетели в станице Троицкой сразу после трагедии заявляли, что ни одна единица бронетехники не вышла из ворот местной воинской части. Ни один солдат не оказал противодействия бандитам.

Мировой терроризм Ингушетия Генпрокуратура Кубань. Северный Кавказ