23.06.2005 03:00
Власть

Российские и белорусские военные инспектируют армейские объекты США

Российские и белорусские военные совместно инспектируют с воздуха военные объекты
Текст:  Юрий Гаврилов (Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (220)
Читать на сайте RG.RU

- Маршрут длиной 4250 километров стартовал на базе ВВС "Травис" в штате Калифорния. В какие края оттуда отправляться, совместный российско-белорусский экипаж определял уже на месте. Ничто не ограничивало возможности экспертов - согласно подписанному в Хельсинки 24 марта 1992 года и вступившему силу три с половиной года назад договору международные инспекторы имеют право отслеживать передвижение войск и кораблей, а также фотографировать любые объекты армейской и флотской инфраструктуры, - объяснили корреспонденту "СОЮЗа" в российском военном ведомстве.

В свое время проект "Открытое небо" задумывался как своеобразный жест доверия. Его участники согласились, что контроль за дислокацией и перемещением вооруженных сил будет бесконтактным, но одновременно никто не собирался ограничивать свободу таких наблюдений. Первоначальную концепцию взаимного воздушного слежения предложил в 1955 году президент США Эйзенхауэр, а подписание Договора инициировал Джордж Буш в 1989-м. Тогда подпись под документом поставили 27 государств, включая США и Россию. Сегодня список участников расширился до тридцати. Но и это не предел - Договор имеет неограниченный срок действия и открыт для других государств. Ныне в нем участвуют Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Словакия, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия и Швеция. Киргизия подписала, но пока не ратифицировала Договор. Его депозитариями являются Венгрия и Канада. По заявкам других стран решение принимает находящийся в Вене Консультативный комитет "Открытого неба".

Об интенсивности контрольных полетов лучше всего говорит статистика: только в 2002 году было выполнено 67 спецрейсов. За последние три с половиной года российско-белорусские экипажи трижды барражировали над территорией США, одиннадцать раз обследовали с воздуха военные городки в Великобритании, Норвегии, Польше, Румынии, Франции, Германии и Чехии. За это время американские инспекторы успели подняться в российское и белорусское небо 19 раз.

Количество инспекций определяет специальная квота. Она, в частности, предоставляет Соединенным Штатам право на 8 из 31 ежегодного полета над Россией и Белоруссией и на один полет над Украиной (совместно с канадскими экспертами). Наши командировки за океан, как правило, ограничиваются двумя сериями наблюдательных вылетов. В этом году повторная инспекция американских военных баз и объектов запланирована на июль. По данной программе российские и белорусские военные с первого дня работают вместе. На период инспекций их совместным домом становится самолет с триколором на киле. Но если у инспектирующей страны нет собственных самолетов для мониторинга, их может выделять и принимающее государство - так называемый вариант "такси". Все воздушные суда и датчики "Открытого неба" проходят специальную сертификацию и процедуры осмотра перед полетом.

- Для воздушного мониторинга по программе "Открытое небо" на подмосковной авиабазе Кубинка был сформирован специальный летный отряд, - рассказал "СОЮЗу" начальник пресс-службы ВВС России полковник Александр Дробышевский. - Туда входят сертифицированные по международным стандартам самолеты Ту-154 МЛК1 и Ан-30, оборудованные специальной фотоаппаратурой. У американцев роль всевидящего ока играют самолеты ОС-135В - это военная версия "Боинга-707".

Режим инспекций в рамках Договора охватывает территорию, над которой государство-участник осуществляет суверенитет, включая сушу, острова, внутренние и территориальные воды. Наблюдательные рейсы ограничиваются только соображениями безопасности полета, но никак не интересами национальной безопасности инспектируемых стран. Договор разрешает иметь на борту видео-, оптические, панорамные и кадровые камеры, инфракрасные аппараты строчной разверстки и радары с синтезированной аппаратурой для съемки днем и ночью при любой погоде. Главное требование - чтобы на снимках распознавались основные виды военной техники. Другими словами, танк на кадрах не должен смахивать на грузовик, а ракета - на дерево. Копии таких снимков обязательно передаются инспектируемой стране, а при желании - и каждому участнику Договора. Кроме этого, принято, чтобы зарубежных наблюдателей в полетах сопровождали местные специалисты - так называемая эскорт-группа.

- Я бы не говорил о дополнительном контроле за наблюдателями. Скорее речь идет о помощи им и летчикам, которым непросто ориентироваться на незнакомой местности, - поделился впечатлениями участник программы от белорусской стороны.

Кстати, за неделю до полетов наших специалистов над Америкой в небе Беларуси и России немного "похозяйничали" зарубежные гости - там прошла очередная воздушная инспекция армейских объектов с участием экспертов из Вашингтона.

Внешняя политика Русское оружие Союзное государство России и Беларуси