Ее жизнь открыта и закрыта...
Литвинова вышла из параллельного российского кино, она писала сценарии братьям Алейниковым, Валерию Тодоровскому (фильм "Страна глухих"), пишет монологи и исполняет конферанс в незаконченном фильме-концерте Рустама Хамдамова "Вокальные параллели", летом 2000-го играла в мини-сериале Александра Митты "Граница. Таежный роман", который принес ей Госпремию России, встречает мужа, пишет сценарий ремейка фильма 1968 года "Еще раз про любовь" и 26 июля 2001 года рожает дочь. Производство ремейка "Небо. Самолет. Девушка" начинается через 4 месяца после рождения дочери; на этом проекте Литвинова впервые выступила в качестве продюсера. В 2002 году она исполнила роль аристократки Констанции в многосерийном проекте английского режиссера Питера Гринуэя "Чемоданы Тульса Люпера", во вторник русский вариант был показан на кинофестивале. Люпер - писатель с 92 чемоданами, зажатый комплексами и обстоятельствами. На фестивале показан и фильм самой Литвиновой "Богиня".
Рената на вернисаже была одета в белую юбку, черный пиджак, черные шпильки. У нее было белое напудренное лицо и алые-алые губы. Она скромно выдавливала из себя комментарии по поводу выставки:
- Время когда-то всех нас смоет и решит, кому остаться. И эта выставка скорее вопрос, чем ответ...
Российская газета | Кто помогал делать этот проект?
Рената Литвинова | Художники Алексей Боков и Юрий Авакумов. Они придумали крутящееся колесо, на лопасти которого прикреплены портреты.
РГ | Кого вам не удалось снять?
Литвинова | Я приглашаю сниматься только интересных мне людей, но в силу занятости некоторые не смогли поучаствовать в проекте.
РГ | Главное открытие?
Литвинова | Бокерия, наш гениальный хирург. В тот день, когда мы пришли его снимать, он делал открытую операцию на сердце новорожденному.
РГ | Питер Гринуэй привез фильм "Чемоданы Тульса Люпера". Вы исполняете в нем одну из ролей. Как проходили съемки?
Литвинова | Сначала меня накрасили под Дитрих (кстати, любимая героиня Ренаты. - Прим. автора), как он просил. Повели к Питеру. "Ой, нет, - говорит, - это слишком красиво. Смыли тушь, тени для век. Пришли. "Нет, все равно не то. Сотрите губы". А губы, знаете, такие... красные-красные! "Нет, - говорит, - стирайте!" Ну, дальше мне уже было все равно. Дальше говорит: "А теперь накрасьте брови красным". Так я и снималась...
Питеру я должна быть благодарна еще и за то, что из-за него стала брать уроки верховой езды, я ведь по роли должна была безупречно на лошади скакать. Теперь у меня своя лошадь. В фильме я по полям не скакала, зато теперь скачу по полям в жизни.
РГ | Почему же Гринуэй так долго не может закончить "Чемоданы Тульса Люпера"?
Литвинова | Увы, в деньги все упирается.
РГ | Когда он появился в аэропорту, мне показалось, что это какая-то бледная тень его...
Литвинова | Питер словно рассылает двойников, а сам - настоящий - находится в этот момент где-то в другой стране.
РГ | Где происходили съемки?
Литвинова | В Германии, в Лейпциге, на местной киностудии. Вся наша часть снималась в одном гигантском черном, как ангар, павильоне, менялись только декорации... Могучий арт-хаус.
Констанция - очень красивая роль. Гринуэй написал на английском длиннющие монологи, и Вася Горчаков перевел их для меня. Мне нужно было за одну ночь их заучить и произносить быстро-быстро.
На открытие выставки пожаловал весь фестивальный бомонд во главе с вездесущим Никитой Михалковым в белой фуражке (вылитый Паратов).
Российская газета | Какое впечатление от выставки?
Никита Михалков | Профессионально сделано. Но сама Рената порой бывает интереснее того, что она делает.
РГ | Сама того не замечая?
Михалков | Да.
РГ | А можно сказать про Ренату, что талантливый человек талантлив во всем?
Михалков | Спорная точка зрения, но имеет место. Она стильный человек, не позволяющая себе пошлости.
РГ | А если бы Рената вам предложила сфотографироваться?
Михалков | А почему бы нет...