27.06.2005 02:00
Общество

Жанна Моро: У меня очень долгая жизнь

На ММКФ известная актриса получила приз за вклад в киноискусство
Текст:  Татьяна Хорошилова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3805) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3806)
Читать на сайте RG.RU

От нее идет магнетизм, называемый французским шармом. Жанна Моро приглашена на фестивальную сцену для возложения на ее голову лаврового венка. На 27-м Московском кинофестивале звезде французского кино вручили Почетный приз имени К. Станиславского за вклад в мировой кинематограф.

Имя Жанны Моро связано с расцветом французской "Новой волны", когда ее бывший муж, ныне покойный режиссер Луи Маль, снял Моро в двух своих программных фильмах "Любовники" и "Лифт на эшафот". После этого Жанна Моро стала символом независимого французского кинематографа и ее с удовольствием снимали все ведущие французские режиссеры, такие, как Клод Шаброль, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар.

"Великая женщина французского кино" - так охарактеризовал ее Пьер Карден.

Друзья ее сыновей и внуков влюбляются в нее до сих пор. И это при том, что она никогда не делала никаких пластических операций. Именно ей принадлежит ставшая легендарной фраза: "Возраст не защищает вас от любви, но любовь защищает вас от возраста".

Российская газета | Вы стали обладателем высшей награды Московского кинофестиваля - Приза Станиславского. Что значит для вас это имя?

Жанна Моро | Я родилась в театре и жила по системе Станиславского. Бессознательно я следовала его предписаниям. Принять этот приз в Москве, которую я люблю, особое наслаждение. Некоторые получают награды с чувством, что все кончено. Я, невзирая на годы, чувствую себя еще школьницей и до конца жизни буду сдавать экзамены.

РГ |

Вы в фильме "Время прощания", представленном на 27-м ММКФ в гала-премьере, сыграли бабушку. В реальности вам еще жить и жить...

Моро

У меня очень долгая жизнь. Она научила, что есть мелкие события, которым следуешь всю жизнь. Я встречала знаменитых и неизвестных людей, которые давали мне глубинные силы жизни. У меня три составляющие моего бытия: сила, доверие и, невзирая на моменты депрессии, желание существовать достойно.

РГ

Вы снимались у всех великих мастеров кинематографа или кого-то пропустили?

Моро

Стэнли Кубрика. Я была влюблена, когда он меня приглашал сниматься. Мне было не до него.

РГ

Отвечают ли высоким критериям классиков современные режиссеры. Озон, например?

Моро

Франсуа Озон молод, но когда я снималась у Трюффо, он тоже был молод. Я обратила на Озона внимание 8 лет назад, когда занималась в документальном кино. Он позвонил мне сам, предложил сняться. "А я не бабушку буду играть?" - спросила я. Он замолчал: "Именно бабушку!" Я выругалась. А он добавил, что это будет необычная бабушка.

РГ

На каком образе почувствовали вторую молодость?

Моро

Второй молодости нет. Во мне всегда остается детство, и это ощущение детства не надо терять по дороге.

РГ

Вы занимались режиссурой - почему оставили?

Моро

Это было связано с моими амбициями. Я поняла, что мой талант не столь велик, как амбиции. Я бы не стала утверждать, что нынешние режиссеры хуже или лучше прежних. Они - другие, потому что другим стало кино. Раньше кино было фабрикой грез, теперь стало фабрикой кошмаров. В 60-е годы, когда еще работали Уэллс и Кокто, режиссеры ставили вопрос: что такое любовь, что такое женщина? Теперь мужчины любят мужчин, женщины женщин. Мы выпали из традиции, из-за открытого секса нет места фантазии.

РГ

Вы легко скользили по жизни?

Моро

Я вальсировала. Я танцевала даже рок. И это удерживает меня в форме.

РГ

Что помогает сохранять внутреннее достоинство?

Моро

Я унаследовала некую прозорливость в жизни. Я дитя войны. И быстро поняла природу человека и то, как природа сопротивляется насилию. Я открыла вещи неприятные, отвратительные. Всегда вижу то, что некрасиво, и всегда отдаю приоритет тому, что возвышает.

РГ

С Рустамом Хамдамовым встретились?

Моро

Конечно. Фильм "Анна Карамазофф" мы снимали в 1988 году в Москве и Ленинграде. Рустам - великий режиссер, и я надеюсь, что "Анна Карамазофф" будет показана следующей зимой.

Фильм "Анна Карамазофф" появился на свет загадочным образом и исчез. Когда-то фильм "Нечаянные радости" Хамдамова запретило Госкино. Фильм сделан в эстетике немого кино с неподражаемой Еленой Соловей, которая сейчас живет в Америке и по-настоящему прозябает. Госкино заставило уничтожить пленки "Нечаянных радостей". Но оператор Миньковецкий кое-что сумел спасти. И это спасенное "чудо" Хамдамов вставил в свой фильм "Анна Карамазофф" с участием Жанны Моро. Название "Анна Карамазофф" соответствует представлению иностранцев о России, которые смутно помнят, что это родина Толстого и Достоевского, "Анны Карениной" и "Братьев Карамазовых".

Один из самых знаменитых продюсеров мира Серж Зильберман, который работал с Куросавой и Бюнюэлем, взялся представить "Анну Карамазофф" в Канне. Французы предрекали фильму фурор. Но он с треском провалился. Хамдамов отказался от короткой, доступной версии и показал длинную версию со вставками с Еленой Соловей.

После провала Хамдамов не захотел видеть ни Моро, ни Зильбермана, у которого остался негатив фильма. Хамдамов решил подать на продюсера в суд.

Жанна Моро сыграла главную роль - женщину, зажатую сталинским временем.

В нынешний визит Жанна Моро снова заглянула в мастерскую великого отшельника Хамдамова, что напротив Московской консерватории, с декорациями от "Анны Карамазофф". Периодически мастерская пустует - значит, ее хозяин в Италии у Тонино Гуэрро, сценариста Феллини и Антониони.

РГ

Что вам напоминает о России?

Моро

Я живу в Париже рядом с православной церковью. Звон колоколов, который мне всегда напоминает вас, русских.

Образ жизни Кино и ТВ