От нее идет магнетизм, называемый французским шармом. Жанна Моро приглашена на фестивальную сцену для возложения на ее голову лаврового венка. На 27-м Московском кинофестивале звезде французского кино вручили Почетный приз имени К. Станиславского за вклад в мировой кинематограф.
Имя Жанны Моро связано с расцветом французской "Новой волны", когда ее бывший муж, ныне покойный режиссер Луи Маль, снял Моро в двух своих программных фильмах "Любовники" и "Лифт на эшафот". После этого Жанна Моро стала символом независимого французского кинематографа и ее с удовольствием снимали все ведущие французские режиссеры, такие, как Клод Шаброль, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар.
"Великая женщина французского кино" - так охарактеризовал ее Пьер Карден.
Друзья ее сыновей и внуков влюбляются в нее до сих пор. И это при том, что она никогда не делала никаких пластических операций. Именно ей принадлежит ставшая легендарной фраза: "Возраст не защищает вас от любви, но любовь защищает вас от возраста".
Российская газета | Вы стали обладателем высшей награды Московского кинофестиваля - Приза Станиславского. Что значит для вас это имя?
Жанна Моро | Я родилась в театре и жила по системе Станиславского. Бессознательно я следовала его предписаниям. Принять этот приз в Москве, которую я люблю, особое наслаждение. Некоторые получают награды с чувством, что все кончено. Я, невзирая на годы, чувствую себя еще школьницей и до конца жизни буду сдавать экзамены.
РГ |
Вы в фильме "Время прощания", представленном на 27-м ММКФ в гала-премьере, сыграли бабушку. В реальности вам еще жить и жить...
Моро
У меня очень долгая жизнь. Она научила, что есть мелкие события, которым следуешь всю жизнь. Я встречала знаменитых и неизвестных людей, которые давали мне глубинные силы жизни. У меня три составляющие моего бытия: сила, доверие и, невзирая на моменты депрессии, желание существовать достойно.
РГ
Вы снимались у всех великих мастеров кинематографа или кого-то пропустили?
Моро
Стэнли Кубрика. Я была влюблена, когда он меня приглашал сниматься. Мне было не до него.
РГ
Отвечают ли высоким критериям классиков современные режиссеры. Озон, например?
Моро
Франсуа Озон молод, но когда я снималась у Трюффо, он тоже был молод. Я обратила на Озона внимание 8 лет назад, когда занималась в документальном кино. Он позвонил мне сам, предложил сняться. "А я не бабушку буду играть?" - спросила я. Он замолчал: "Именно бабушку!" Я выругалась. А он добавил, что это будет необычная бабушка.
РГ
На каком образе почувствовали вторую молодость?
Моро
Второй молодости нет. Во мне всегда остается детство, и это ощущение детства не надо терять по дороге.
РГ
Вы занимались режиссурой - почему оставили?
Моро
Это было связано с моими амбициями. Я поняла, что мой талант не столь велик, как амбиции. Я бы не стала утверждать, что нынешние режиссеры хуже или лучше прежних. Они - другие, потому что другим стало кино. Раньше кино было фабрикой грез, теперь стало фабрикой кошмаров. В 60-е годы, когда еще работали Уэллс и Кокто, режиссеры ставили вопрос: что такое любовь, что такое женщина? Теперь мужчины любят мужчин, женщины женщин. Мы выпали из традиции, из-за открытого секса нет места фантазии.
РГ
Вы легко скользили по жизни?
Моро
Я вальсировала. Я танцевала даже рок. И это удерживает меня в форме.
РГ
Что помогает сохранять внутреннее достоинство?
Моро
Я унаследовала некую прозорливость в жизни. Я дитя войны. И быстро поняла природу человека и то, как природа сопротивляется насилию. Я открыла вещи неприятные, отвратительные. Всегда вижу то, что некрасиво, и всегда отдаю приоритет тому, что возвышает.
РГ
С Рустамом Хамдамовым встретились?
Моро
Конечно. Фильм "Анна Карамазофф" мы снимали в 1988 году в Москве и Ленинграде. Рустам - великий режиссер, и я надеюсь, что "Анна Карамазофф" будет показана следующей зимой.
Фильм "Анна Карамазофф" появился на свет загадочным образом и исчез. Когда-то фильм "Нечаянные радости" Хамдамова запретило Госкино. Фильм сделан в эстетике немого кино с неподражаемой Еленой Соловей, которая сейчас живет в Америке и по-настоящему прозябает. Госкино заставило уничтожить пленки "Нечаянных радостей". Но оператор Миньковецкий кое-что сумел спасти. И это спасенное "чудо" Хамдамов вставил в свой фильм "Анна Карамазофф" с участием Жанны Моро. Название "Анна Карамазофф" соответствует представлению иностранцев о России, которые смутно помнят, что это родина Толстого и Достоевского, "Анны Карениной" и "Братьев Карамазовых".
Один из самых знаменитых продюсеров мира Серж Зильберман, который работал с Куросавой и Бюнюэлем, взялся представить "Анну Карамазофф" в Канне. Французы предрекали фильму фурор. Но он с треском провалился. Хамдамов отказался от короткой, доступной версии и показал длинную версию со вставками с Еленой Соловей.
После провала Хамдамов не захотел видеть ни Моро, ни Зильбермана, у которого остался негатив фильма. Хамдамов решил подать на продюсера в суд.
Жанна Моро сыграла главную роль - женщину, зажатую сталинским временем.
В нынешний визит Жанна Моро снова заглянула в мастерскую великого отшельника Хамдамова, что напротив Московской консерватории, с декорациями от "Анны Карамазофф". Периодически мастерская пустует - значит, ее хозяин в Италии у Тонино Гуэрро, сценариста Феллини и Антониони.
РГ
Что вам напоминает о России?
Моро
Я живу в Париже рядом с православной церковью. Звон колоколов, который мне всегда напоминает вас, русских.