Не хулиганы, а иные
По своему недавнему и недолгому педагогическому опыту помню, сколь часто учителя жаловались на неуправляемость современных «цветов жизни». «Ах, этот Петров опять кричал с места, а Сидоров пол-урока гулял по классу», – не раз доводилось слышать от учителей младших классов. Шумные и непоседливые, школьники словно тестировали учителей на профпригодность – «А я еще и не то могу!» – каждый день удивляя чем-нибудь новеньким.
Новые дети просто чужды всякой рутинности – в этом одна из особенностей мозга таких малышей
Кто-то скажет: ха, да таких детей и раньше было полно! Нет, вовсе нет. Это не стандартные двоечники и хулиганы, отбывающие повинность за партой и все десять лет мечтающие покинуть стены ненавистной школы. При всей оторванности от учебного процесса в целом, новые дети дотошно впитывают ту информацию, которая им интересна. Они просто чужды всякой рутинности – в этом одна из особенностей мозга таких малышей. Бывает, они показывают интеллект даже выше среднего, а выдвигаемые ими идеи поражают неординарностью мышления. По логике вещей такие дети должны быть, как минимум, хорошистами и отличниками, а они еле-еле вытягивают на тройки.
От греха и возможного неудовольствия заглянувшего в класс директора, педагоги предпочитали и предпочитают сейчас таких детей задвигать подальше, куда-нибудь на школьную «камчатку». А методами воздействия становятся постоянные замечания и выговоры родителям. Те же, в свою очередь, тоже не отличаются оригинальностью и избирают свою меру пресечения – широкий отцовский ремень, просто не желая понимать, что их ребенок вовсе не плохо воспитан. Он ИНОЙ.
Практика показывает, что сверстники таких социальных «маугли» понимают тоже далеко не всегда. ИНЫЕ очень невнимательны и часто забывают о данных обещаниях. Они невосприимчивы к межличностным отношениям и не понимают, что их приятель в данный момент чувствует. У них психическое развитие иное. Поэтому зачастую такие дети остаются одиноки и не встречают симпатии у товарищей по детсаду и школе.
Так и получается, что годам к десяти нетрадиционный ребенок становится замкнутым волчонком, озлобленным на весь мир. Лживость, злость, желание отомстить становятся доминирующими чертами его характера. Уходят от одиночества ИНЫЕ зачастую с помощью спиртного и наркотиков. Неслучайно психологи именно таких детей относят к группе повышенного риска и говорят о необходимости работы с ними.
Тефлоновое поколение
– Термин «дети индиго» появился в американской, а потом европейской литературе в начале восьмидесятых. Именно тогда европейские экстрасенсы начали замечать вокруг некоторой категории новорожденных детей ауру насыщенного синего цвета, – рассказывает Валентина Шелкова, директор ярославского психолого-педагогического центра «Доверие». – С тем, что тело любого человека окружает не видимая глазом оболочка, аура, соглашаются сейчас и ученые. Так вот ауры ярко-синего цвета раньше в палитре человеческой «обшивки» не было. Иной оказалась и радужка глаза – она имела необычную форму звездочки.
Дальнейшие наблюдения за «новыми» детьми показали, что по своему темпераменту они отличаются от сверстников непоседливостью, импульсивностью, большинству ставился диагноз «гиперактивность». Для таких детей был характерен хороший или даже очень хороший уровень интеллекта.
Таких детей, с характерными особенностями темперамента и интеллекта, находят на всех континентах. Во Франции их называют «тефлоновыми» – за то, что к ним не пристают общепринятые нормы поведения. В Англии величают «детьми тысячелетия» – так как считается, что это качественно новые дети, с другим типом мышления, призванные изменить мир в будущем.
Разночтения возникают лишь при подсчете численности ИНЫХ. Заграничные психологи говорят о восьмидесяти процентах «синих» новорожденных. Наши более осторожны и говорят о двадцати, с тенденцией к увеличению.
Отечественные психологи и вовсе предпочитают избегать термина «дети индиго». Чаще заменяя его на «детей с синдромом дефицита внимания» – такой диагноз действительно ставится всем «индиго».
– Специально подчеркну, интеллект у таких детей ничуть не поврежден, – говорит педагог-психолог «Доверия» Светлана Титова. – Дело в том, что внимание у них имеет цикличный характер. Это особенность деятельности головного мозга. И по объективным причинам быть внимательнее более пятнадцати минут такие дети не могут. Это значит, что следующие пятнадцать минут им бесполезно давать какую-то информацию: их внимание выключено. Они могут вставать, ходить по классу – им нужно как-то двигаться, они не могут сидеть на месте. Можно сказать, что все это время ребенок спит с открытыми глазами.
Прежние беды и новые победы
Чем раньше брать быка за рога, тем лучше – решили в ярославском центре и объявили о наборе детей с характерными для «детей индиго» особенностями. Сначала пришлось ходить по школам, подолгу беседуя с учителями и родителями. Как выяснилось, проблема действительно существует: об этом свидетельствовал и поток буквально поваливших на прием родителей.
Есть ли у набранных детей синяя аура, нет ли – установить так и не удалось. По той лишь причине, что сотрудники «Доверия» никак не могут найти хорошего экстрасенса. А вот иридодиагностику провести смогли. У некоторых детей действительно оказалась необычная по форме радужка глаз.
Сейчас по ярославскому опыту обкатки методик работы с «индиго» психологи говорят однозначно: коррекционная работа необходима. Причем как с детьми, так и с их родителями. Последние, как правило, не понимают, что их ребенок не такой как все.
Занятия проводятся в небольших группах по четыре-пять человек – при большем количестве результата не было бы. Сперва, исподволь, детей учат общаться друг с другом, а потом, когда вылезают уже личностные особенности, корректируют и их.
– Рассказать какой-то особо запомнившийся пример из практики сложно, говорит Светлана Титова. – Все истории одинаковы, как на подбор. Везде рассказ о том, как маялись с ребенком воспитатели, учителя, сами родители. И всегда такое поведение взрослые объясняли невоспитанностью. «От нашего ребенка все вешаются и отказываются с ним работать». На самом же деле мозг малыша так запрограммирован.
С детьми в центре занимаются психологи, неврологи, логопеды. Проанализировав результаты, специалисты уверенно говорят, что если в начале занятий внимательность детей была на уровне патологии, то в девяноста случаях из ста через три месяца занятий она приходила в норму.
Исходя из практики, ярославские психологи предположили и причину появления детей с такими особенностями. Виной всему – неблагоприятная экология и патология развития плода во время беременности.
Сейчас на занятия в центре существует очередь. Хотя минимальный набор советов психологи дают всем родителям импульсивных детей.
Никаких окриков в авторитарном тоне, неуважения.
Если хотите дать задание, разбейте его на несколько частей. Каждая часть должна содержать инструкцию не более чем из десяти слов.
Помогайте детям принимать самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины: решайте все вместе. Избегайте категоричных «нет» и «нельзя». Создайте ситуацию выбора, но при этом обозначьте допустимые границы того, что можно.
Постарайтесь упорядочить режим дня и место занятий.
Выговоры и нравоучительные беседы бесполезны, более действенны средства убеждения «через тело» – лишение сладкого, просмотра телевизора или досрочное укладывание в постель.
Можно называть маленьких ИНЫХ как угодно – и «дети индиго», и «дети с синдромом дефицита внимания». Главное – вовремя им помочь, иначе после придется помогать уже их окружающим.