30.06.2005 03:07
Происшествия

В Льгове расследуют причины бунта в колонии

Генеральная прокуратура расследует волнения среди заключенных
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3808)
Читать на сайте RG.RU

Таким опасным способом узники протестовали против строгостей администрации. Мол, персонал колонии притесняет, избивает и насильно загоняет сидельцев в контингент так называемых добровольных помощников администрации. У руководства колонии иной взгляд. "Действия осужденных были направлены на дестабилизацию обстановки в колонии и обусловлены нежеланием подчиниться законным требованиям по соблюдению установленного режима отбывания наказания", - было сказано в официальном сообщении. А медики, которые осмотрели участников акции, пришли к выводу, что никто по-настоящему не собирался лишать себя жизни. Эксперты нашли у заключенных поверхностные резаные раны, которые отнесены к "легким телесным повреждениям, не повлекшим расстройства здоровья, не опасным для жизни".

Однако от этого не легче: события в Льговской колонии действительно вышли из ряда вон и, по свидетельству некоторых очевидцев, стали полной неожиданностью для персонала колонии. Прокуроры, которые немедленно нагрянули в зону с проверкой, не встали однозначно на чью-то сторону. По мнению прокурора Курской области Александра Бабичева, "руководство колонии допустило ошибки в работе и не приняло вовремя более радикальных мер по предотвращению беспорядков". Также, по мнению прокурорских работников, злоупотреблял силой тюремный персонал: на арестантов без веских причин надевали наручники, пускали в ход дубинки. Возбуждено уголовное дело по факту превышения служебных полномочий.

В Федеральной службе исполнения наказаний склонны считать, что события в Льговской колонии - это звенья одной цепи наряду с волнениями в других колониях в самых разных регионах России. Они прокатились по зонам в прошлом году и начале этого года. Началось все в феврале 2004-го в нескольких колониях и СИЗО Ленинградской области, когда объявили голодовку более пяти тысяч арестантов. Затем в апреле печальную эстафету подхватили в колониях Челябинской и Иркутской областей - заключенные резались, голодали, бились о стены. Были проблемы в колониях Адыгеи, Самаре... Список можно продолжать.

Трактовка подобных событий в службе исполнения наказаний однозначна. "Во Льгове события развивались по отработанной схеме - до этой акции были подвезены родственники осужденных, приехала группа поддержки от криминала, вовремя были оповещены представители СМИ и правозащитники..." - сообщили корреспонденту "РГ" в Федеральной службе исполнения наказаний. Если говорить конкретно про Льгов, то называют некоего криминального авторитета, который в марте был переведен в эту колонию из Новороссийска, где тоже, по оперативным данным, подбивал осужденных к бузе.

Что же касается всей России, то, как не раз заявляли руководители ФСИН, криминал борется за власть с персоналом колоний, пытается установить свои порядки. Дело в том, что после вступления в силу нового Уголовного кодекса число сидельцев уменьшилось, зато остались, как утверждают в службе исполнения наказаний, самые отъявленные, самый тяжелый контингент. Генералы преступного мира всегда боролись за власть в колониях. Это не секрет. До сих пор сохранилось негласное разделение колоний на "красные" (где вся власть у администрации) и "черные", где уголовникам живется полегче. Та же Льговская колония считалась "красной".

Раньше масса так называемых "профессиональных" преступников, для которых воля - лишь короткий отпуск между тюрьмой и тюрьмой, - разбавлялась так называемыми "пассажирами". То есть людьми, получавшими срок за бытовые преступления, мелкие кражи и так далее. Сейчас тех, кто оступился, стараются отделить от матерых преступников.

Вчера известный правозащитник, председатель общественного совета при министре юстиции РФ Валерий Борщев выехал во Льгов, чтобы тоже разобраться на месте.

Тюрьмы Курская область Центральная Россия