30.06.2005 03:00
Власть

Виталий Третьяков: России нужна реверсивная демократизация

Текст:  Виталий Третьяков (главный редактор журнала "Политический класс")
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3808)
Читать на сайте RG.RU

В своей статье "Нужен ли нам Путин после 2008 года?" (РГ, 23.06.2005) я обещал рассказать о том, что я понимаю под реверсивной (т.е. обратной) демократизацией и зачем она нужна. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Реверсивная демократизация есть процесс постепенного "размораживания" политических процессов и гражданских инициатив, отчасти и вынужденно свернутых в годы правления Владимира Путина.

В ходе его первого президентского срока требовалось решить ряд крайне острых проблем, так как нерешенность некоторых из них, помимо прочего, прямо угрожала безопасности государства, общества и отдельных его граждан. Вот неполный список таких проблем:

- угроза отторжения части территории России и проведение в связи с этим военной антитеррористической операции в Чечне;

- массовое вхождение во властные органы представителей организованной преступности, в том числе и в первую очередь - через процедуру демократических выборов;

- общая слабость государственной власти, общественная анархия, коррумпированность правоохранительных и судебных органов, неспособность государства к выполнению самых элементарных своих обязанностей (в частности, выплаты зарплат и пенсий), массовое уклонение от выплаты налогов и т.п.;

- разочарование абсолютного большинства граждан в самой идее демократии, неверие в то, что демократически функционирующие политические и государственные структуры действуют в интересах народа в целом и отдельных людей, что совокупно выражалось в требовании "наведения порядка";

- региональная самостийность отдельных субъектов Федерации, доходящая до таких пределов, что в некоторых регионах России фактически действовали законы и правила, ущемляющие права и свободы граждан в гораздо большей степени, чем это позволяла себе даже не очень демократически действовавшая федеральная власть. Легализация деспотических, авторитарных, клановых и предельно коррумпированных режимов на региональном уровне;

- общий экономический упадок, не позволявший реально обеспечивать не то что высшие гражданские права и свободы, но и элементарные социальные права, а именно право на жизнь, личную безопасность, элементарное медицинское обслуживание и т.п.

В связи со всем сказанным была продумана и практически реализована политика лимитированного и выборочного ограничения некоторых гражданских прав и свобод, так сказать "подмораживания общественной и политической демократии", не являющаяся, однако, самоценной и не предусматривающая ее развития на стратегическую глубину. Сразу же предполагалось, что, как только острота перечисленных выше проблем будет хотя бы частично снята, государственная политика будет вновь сориентирована на постепенное (необвальное) возвращение на путь наращивания демократических свобод и гражданских и политических прав. Таким образом, реверсивная демократизация сразу же была заложена в стратегию общественного развития России.

Несмотря на то, что вполне ясно прогнозировалась весьма острая критическая реакция на "замораживание" как внутри страны (что было неприятно), так и из-за рубежа (что вообще-то гораздо меньше волновало власть), из тактических соображений было решено не предавать гласности этот стратегический замысел.

К настоящему моменту можно признать свершившимися два факта:

во-первых, в связи со снятием остроты большинства перечисленных выше проблем политика "подмораживания" может считаться исчерпавшей себя;

во-вторых, эта политика набрала определенную инерцию и для ее сворачивания потребуются дополнительные усилия.

Сам план реверсивной демократизации, на мой взгляд, должен включать следующие шаги и действия:

1. Ограничение срока пребывания на посту глав регионов с момента первого назначения шестью годами.

2. Возвращение к выборности глав субъектов Федерации, в случае если к такому решению придет парламент, в 2017 году.

3. Разработка закона об оппозиции.

4. Предложение Общественной палате в качестве основного направления ее работы выработку текста общественного договора для России.

5. Переход к выборности членов Совета Федерации путем прямых выборов в соответствующих субъектах Федерации.

6. Учреждение на всех телеканалах, включая государственные, наблюдательных советов.

7. Создание Общественного телевидения на базе одного из государственных телеканалов.

8. Создание министерства политической реформы.

9. Запрет для любых органов власти, кроме федеральной, на владение телевизионными каналами. Вводится с 2010 года. Федеральная власть имеет право владеть не более чем двумя общенациональными общеполитическими каналами, причем Наблюдательный совет одного из этих каналов формируется из числа лиц, выдвинутых как минимум всеми партиями, имеющими самостоятельные фракции в Государственной Думе.

10. Введение института парламентского расследования - первоначально по ограниченному составу проблем (уже предложено президентом).

11. Свертывание системы должностных привилегий до самого узкого списка и для крайне ограниченного, оговоренного специальным законом состава должностных лиц.

12. Государственная программа стимулирования роста профсоюзных организаций, в том числе для госслужащих и военнослужащих.

13. Демократизация законодательства о проведении митингов и демонстраций.

14. Разработка государственной программы радикального укрепления независимости судебной системы как от государственного вмешательства, так и от воздействия бизнес-структур.

15. Введение ограничений на показ зарубежной кино- и телепродукции на телевидении и в кинопрокате (квотирование).

16. Разумное, но радикальное ограничение демонстрации сцен насилия по телевидению.

17. Стимулирование развертывания российских правозащитных организаций при запрете любых форм их финансирования из-за рубежа.

18. Возвращение еженедельных аналитических программ на все государственные телеканалы.

19. Создание общенациональной системы молодежных парламентов, функционирующих в качестве консультативных органов при президенте, главах субъектов Федерации и главах муниципальных образований.

20. Отказ от планов назначения мэров городов.

21. Всемерное укрепление и максимальная демократизация местного самоуправления, увеличение объемов его финансирования за счет местных налогов.

22. Разработка закона о пределах политтехнологической деятельности в России, включающего, помимо прочего, запрет на деятельность любых зарубежных политтехнологических структур на территории РФ.

23. Усиление борьбы с авторитарно организованными религиозными и иными неформальными организациями.

24. Запрет на ношение военной формы всем, кто не находится на военной или приравненной к ней службе, в том числе и для частных охранных предприятий.

25. Составление ежегодных докладов о состоянии прав и свобод граждан и функционировании демократических институтов в различных субъектах Федерации.

Программа реверсивной демократизации объявляется как предельно широкая, и реализация ее максимально растянута во времени - до 15 лет. Демократизация проводится в пошаговом режиме, однако президент должен указать, какие пункты этой программы будут им выполнены в срок лично его нахождения у власти.

Позиция