30.06.2005 00:10
Общество

Тамбовским студентам давали "липовые" дипломы

В результате проверки образовательных учреждений обнаружено немало нарушений закона
Текст:  Евгений Писарев (Тамбовская область)
Российская газета - Черноземье: №0 (3807)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня мало кого удивляет, что система образования может стать доходным бизнесом. Прокурорская проверка, учиненная 34 (тридцати четырем!) филиалам и представительствам вузов, действующих в Тамбовской области, выявила многочисленные нарушения законодательства об образовании. Во многих из них закон нарушался уже с момента создания структурных подразделений институтов, университетов, академий…

Например, филиал Московского государственного университета технологии и управления, находящийся в Мичуринске, "вливал" в студентов знания, не имея на это права. То есть делал это без лицензии. Пострадавшими в этом случае стали бы выпускники – они получили бы по сути дела липовые дипломы.

А филиалы Московского нового юридического института, Поволжской академии государственной службы им. П. Столыпина, Орловской региональной академии государственной службы, Московского государственного университета культуры и искусств не прошли аккредитацию в составе вузов. Дипломы выпускников этих филиалов юридически тоже могут вызвать сомнения.

Сплошь и рядом тамбовские представительства вузов не регистрировались в налоговых органах. Институт дистанционного обучения, созданный при Тамбовском государственном техническом университете, работает без налогового учета сразу в нескольких городах области. Нарушают налоговое законодательство и представительства Московского университета экономики, статистики и информатики, Российского заочного института текстильной и легкой промышленности, Мичуринского государственного педагогического института, Саранского кооперативного института, Московского университета потребительской кооперации, Рязанского государственного медицинского университета. Список, как говорится, можно продолжить.

В представительствах Курского регионального финансово-экономического института, Поволжского кооперативного института Центросоюза России, Института индустрии моды, Московской финансово-юридической академии, Московского института государственного и корпоративного управления, расположенных в Тамбове, отсутствуют документы, подтверждающие согласование их деятельности с Министерством образования РФ или учредителем.

Представительства незаконно заключали с муниципальными и государственными образовательными учреждениями, администрациями городов и районов договоры о сотрудничестве, чем фактически подменяли договоры аренды.

Руководителями представительств нередко назначаются люди, не имеющие опыта научной работы в высших учебных заведениях. Скажем, директор средней школы № 6 города Моршанска одновременно руководил представительством Тамбовского государственного технического университета и Мичуринского государственного педагогического института. А директор Котовского индустриального техникума управлялся еще и с представительствами Российского нового университета и Тамбовского государственного университета имени Г. Державина.

Можно было бы, конечно, позавидовать управленческому таланту "многостаночников", если бы некоторые из них не считали своими деньги студентов и их родителей. Директор средней школы № 5 – она же руководитель Кирсановского представительства Тамбовского государственного технического университета – прикарманила деньги нескольких десятков студентов. Причем взяла, по крупному – 1 миллион 400 тысяч рублей. В отношении "дважды директора" возбуждено уголовное дело. Заявления от потерпевших продолжают поступать.

В том же Кирсанове ведется уголовное расследование в отношении директора представительства Северо-Западного государственного заочного технического университета, также присвоившей, по версии следствия, деньги студентов.

"РГ" известны имена подозреваемых, и в прокуратуре считают, что "дела директоров" имеют перспективу, но газета пока воздержится от выводов, которые должен сделать суд.

Пресловутая коммерциализация образования (прежде всего, высшего) приняла обвальный характер. Филиалы и представительства вузов со звучными названиями появляются с той же целью, что и торговые палатки в начале 90-х годов. Два кабинета, два-три доцента (ученая степень необязательна) пара телефонов, компьютер, – вот тебе и филиал, где любой, имеющий минимум способностей и достаточно денег, может получить заветную корочку об окончании академии государственной службы.

Профессиональные качества выпускников суррогатных вузов – юристов, экономистов, госслужащих – ниже плинтуса. С начала 2006 года вступит в силу федеральный закон о местном самоуправлении, и потребность в муниципальных чиновниках, по словам министра регионального развития Владимира Яковлева, вырастит вдвое. Таким образом, будут, скорее всего, востребованы и выпускники филиалов.   Вроде бы ни к месту вспоминается анекдот: "Диплом, небось, купил?" "Почему купил! На свадьбу подарили!". Прокурорская проверка показала, что анекдот недалек от правды. По ее результатам внесено десять представлений ректорам вузов о нарушениях законодательства об образовании, возбуждено два административных производства, в суд направлено четыре заявления о признании образовательной деятельности незаконной.

Образование