Первое такое. В темном помещении установлен светящийся экран, на котором, как только вы пересекаете порог, возникает бескрайняя снежная равнина. Если кто-то еще вслед за вами пересечет тот же порог, то на равнине у самого горизонта появятся четыре точки. Вновь вошедший поможет вам разглядеть в этих точках людей. Следующий посетитель в свою очередь даст сигнал скрытому фотоэлементу, и люди начнут приближаться. Рано или поздно (если вы согласитесь пожертвовать ради этого собственным временем) вам непременно удастся увидеть, как они приблизятся настолько, что станут видны их простодушные лица. В этот-то момент прозвучит взрыв, и "четверо смелых" разлетятся по льду, отброшенные взрывной волной. Уже в следующее мгновение паутина экрана вновь засияет призрачным светом, поджидая очередного заблудшего в темную комнату. Инсталляция называется "Долгое освобождение". А чего - прикольно.
Второе достижение увидеть нельзя, зато можно ощутить. Вы заходите в темный опять же коридор, где вовсю начинает работать вентиляция, нагнетая теплый воздух. Проходите по этому коридору метров 30 и выходите на белый свет. Все! Оказывается, авторы таким образом хотели познакомить нас с тем, что такое ветер. Ничего, тоже прикольно.
| |
|
|
Приколов на венецианском бьеннале предостаточно. Например, гигантские мотки шерсти, связанные между собой, но никак не связанные с пространством, в которое помещены. Или куклы мальчика и девочки, неподвижно сидящие на искусственном газоне, ограниченном низким белым штакетником. Движется в этой композиции только мяч, который с завидным упорством перекатывается от мальчика к девочке и наоборот. Или гигантский белый пластиковый шар, едва вписавшийся в старинный дворик венецианского палаццо. Прикольно, прикольно, прикольно. Вы обнаружите здесь массу всего для разнообразных органов чувств: для осязания, для зрения, для слуха, для обоняния, вероятно, даже для вкуса. В лучшем случае вы увидите завидную игру ума, чаще интеллектуальную стерильность, рассчитанную на то, что публика желает просто приколоться, обратить внимание, вскинуть брови и пойти дальше к очередному приколу. Но вот что наверняка будет редким на венецианском бьеннале, так это произведения для сердца или для души, словом, того, что традиционно и всегда называлось искусством.
| |
|
|
И в этом смысле Венеция - идеальный город для бьеннале, поскольку сам по себе он - замечательное произведение искусства, как полотна Тьеполо, Беллини или архитектура Палладио. В этом городе прикольным инсталляциям, безделицам и бездарицам очень трудно выдать себя за искусство, поскольку на каждом шагу они соседствуют с работами гениальных творцов. Другое дело - в нашей родной столице, где немалое количество памятников и зданий по прикольности не уступают самым изощренным образцам. Могу себе представить, какой фурор произвел бы в Жардиньи московский памятник Петру или известному французскому генералу...
Рекламным щитом венецианского бьеннале стало компьютерное изображение Моны Лизы Леонардо. Я видел сам, как однажды утром хулиганствующий итальянский подросток подкрался к одному из щитов и написал краской из баллончика: "Тhis is not Art" - "Это не искусство". Ну и дела, подумал я, такой маленький, хулиган, а в искусстве разбирается.