Завершилась съемки 12-серийного телефильма "Доктор Живаго", проходившие в Ярославле, Костроме и Москве. Семь месяцев почти непрерывной работы для режиссера Александра Прошкина, оператора Геннадия Карюка и других членов творческой группы - позади.
Сегодня уже трудно понять, что за крамолу находили в романе Пастернака, не печатая его в СССР более 30 лет. И тем не менее факт: на Родине автора роман был под запретом и тайно передавался из рук в руки в самиздатовских копиях. А те, кому удавалось приобрести книгу за границей, серьезно рисковали. На Западе киноверсия "Доктора Живаго" появилась почти сразу после его появления. Русское же кино смогло приступить к экранизации всемирно известного романа только теперь. Над фильмом работает режиссер Александр Прошкин, известный по картинам "Холодное лето пятьдесят третьего", "Увидеть Париж и умереть", "Русский бунт"...
Александр Прошкин:
- Эта идея роилась в моем мозгу давным-давно. Но возможности осуществить ее не было никакой. Никто не хотел вкладывать деньги в съемки. И вот компания "Централ Партнершип" решила реализовать проект. Я считаю, это дело нашей чести: перед нами один из самых значительных романов ХХ века. Русскую литературу того периода мир знает фактически по именам трех нобелевских лауреатов - Шолохова, Пастернака, Солженицына. Для всего мира это русский бренд...
Будущий фильм - подробное психологическое телеповествование, 12-серийная лента по сценарию Юрия Арабова. Действие происходит с 1905-го по 1929 год, когда России разом выпали все испытания - Первая мировая и Гражданская войны, гибель империи, отречение царя, революция. Роман Пастернака - о судьбе его поколения, ставшего свидетелем, участником и жертвой этого безумия.
Александр Прошкин:
- Любая экранизация классики всегда предлог для современников, чтобы высказать все, что накопилось. Всегда - сведение счетов с Родиной, с народом. А в данном случае - и с интеллигенцией. Наша картина - рассказ о молодых людях, которые входили в двадцатое столетие с надеждами на грандиозные перемены, на то, что это будет лучезарный век, который принесет всем счастье, и о том, как их надежды рухнули. Сейчас мы примерно в таком же положении - так же входим в новый век с ощущением того, что все будет лучше. А как - никто не знает...
В фильме на фоне исторических катаклизмов прослеживаются драмы личного характера. Герои пройдут все круги ада, попав в водоворот событий, теряя ориентацию внешнюю и внутреннюю, но не перестанут любить. Олицетворением этой любви, как возвышенной, так и земной, у Пастернака выступает Лариса Антипова - Лара. Словно магнит она притягивает к себе многих героев, столь разных по политическим взглядам, по нравственным установкам. Свою Лару режиссер увидел в Чулпан Хаматовой.
Чулпан Хаматова:
- Я была удивлена, когда получила приглашение на эту роль и даже какое-то время пыталась сопротивляться. Мне казалось, что качеств, которые должны быть у этой героини, у меня нет. Вот этой всепоглощающей женственности, чувственности, когда столько мужчин сходят по тебе с ума, причем на продолжении всей жизни. То, что она сделала с первым мужем, с Комаровским, с Живаго может объясняться лишь какой-то особой магией женского обаяния. Это как Маргарита у Булгакова. А поскольку я такой магией не обладаю, то мы иначе расставили акценты.
...Прямой экранизацией романа фильм не станет. По словам Прошкина, это и не нужно, ибо отношения с литературой тоже меняются во времени и нынешние ощущения от романа "Доктор Живаго" иные, нежели времен самиздата. Создатели картины позволили себе вольности: ввели новых персонажей, внесли коррективы в образы центральных героев. Например, адвокат Комаровский предстанет на экране не только ловеласом и соблазнителем Лары. Этого седеющего красавца, годящегося девушке в отцы, играет Олег Янковский, который прежде избегал сниматься в сериалах.
Олег Янковский:
- Я не желаю в сомнительных сериалах участвовать. Но в хорошем телекино - имеет смысл. "Доктора Живаго" нельзя снять в две серии. Можно, конечно, если вырвать из контекста романа только любовный треугольник: Лара - Комаровский - Живаго, но кому это нужно? Прошкин стремится исследовать события тех лет, посмотреть сегодняшним глазом на то время, когда шла смена миров, человеческих ценностей... Думаю, такой подробный анализ очень уместен здесь. Что касается моего героя, то мы с уважением относимся к Комаровскому. Одной краской выписанное зло или добро всегда не очень интересны.
В будущей картине только главных ролей - 15. А есть еще огромное количество персонажей второго плана и эпизодов. Зрители увидят здесь Сергея Гармаша, Алексея Петренко, Владимира Ильина, Максима Аверина, Марию Звонареву и других как известных, так и новых артистов. Например, актер Театра на Таганке Дмитрий Муляр в кино не новичок, но пока и не звезда. Посему он счел, что в таком уникальном проекте не грех появиться и в эпизоде.
Дмитрий Муляр:
- Роман я читал довольно давно - когда у нас в театре готовился спектакль. Перед съемками я снова перечитал роман и опять поразился его современности, уникальности звучания пастернаковского текста. Очень интересно, удастся ли создателям фильма сохранить эту поэтику... Ну а я играю персонажа, которого у Пастернака нет. Это хирург, работающий в госпитале вместе с Живаго и потом его оперирующий. Он делает третью в своей жизни операцию - это молодой человек, немного неуравновешенный, на которого отречение царя от престола и события того времени сильно действуют, и он, будучи не в состоянии сдерживать эмоции, выплескивает их наружу...
Что касается исполнителя главной роли, то режиссер с самого начала считал: это должен быть Олег Меньшиков.
Александр Прошкин:
- Во-первых, он действительно большой артист. Во-вторых, в Меньшикове есть традиция, сохранившаяся от почти уже ушедшего поколения - от Смоктуновского, Кайдановского... Эта линия у нас истончается - такие актеры не востребованы теперешней драматургией. И люди тонкой неврастенической организации не идут в актеры - для них нет ролей. Сегодняшний герой - он, с моей точки зрения, вообще не герой. Он более американизированный, более примитивный. И таким актерам в кино делать нечего. Поэтому конкуренция на роль Живаго была очень незначительной...
Не иначе как тонкая неврастеническая организация Меньшикова и препятствует его общению с отечественными журналистами, от которых артиста, словно зеницу ока, бережет его окружение. Вот с зарубежными - другое дело, им он дает интервью с большой охотой. Ну а поскольку к моменту прихода на съемочную площадку я не успела сменить гражданство, то на вопрос, предназначавшийся исполнителю главной роли, пришлось отвечать режиссеру.
Александр Прошкин:
- Олег долго не соглашался на эту роль. Он говорил: я не знаю, как это играть... А для актера важно понимать, какое он имеет к этому отношение, как опирается это на его творческую индивидуальность, на какую-то тему, которую он в своем творчестве тянет, на его возможности. Зато когда он прочел сценарий, то сказал: "Да, я с удовольствием буду в этом участвовать"...
На съемках для Меньшикова создали особые условия. Всякий раз для него пригоняли отдельный гримвагон, куда заходили лишь гример да помощница мега-звезды Олеся. Она же выводила актера на площадку, громогласно объявляя: "Меньшиков готов!"
Впереди монтажно-тонировочный период, и не исключено, что уже в конце этого года мы увидим экранизацию романа, по окончании которого Пастернак написал: "Я исполнил долг, завещанный мне от Бога". Было это 10 декабря 1955 года. А через полвека соотечественник Пастернака - режиссер Прошкин скажет: "Россия, в общем, не меняется. Меняются формации, стереотипы человеческих отношений. Нам кажется, что мы другие, но это совершенная неправда".