06.07.2005 00:00
Власть

У преступников больше прав, чем у жертв

Прав у преступника больше, чем у его жертвы
Текст:  Леонид Евдокимов (полковник юстиции)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3813)
Читать на сайте RG.RU

Как же так сложилось? Ведь Конституция РФ в статье 19 провозглашает, что все равны перед законом и судом. Следовательно, обвиняемому не может быть предоставлено больше прав, чем потерпевшему. Это тем более справедливо, если государство не смогло защитить своего гражданина от преступника. По Конституции права потерпевших от преступлений охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсации причиненного им ущерба (ст. 52). Но стоит заглянуть в сравнительную таблицу процессуальных прав потерпевшего и обвиняемого, чтобы убедиться: они явно не в ладах с Основным Законом.

Хочу обратить внимание читателей, что в отношении обвиняемого или осужденного все их процессуальные права государство обязано соблюдать. В отношении потерпевшего таких обязанностей гораздо меньше. По части 1 статьи 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. То есть обвиняемый (подсудимый) имеет полное право отказаться давать показания по предъявленному ему обвинению.

Это замечательно и внешне очень благородно. Но только не по отношению к потерпевшему, который по закону обязан давать только правдивые показания и несет уголовную ответственность за отказ от них либо заведомо ложные сведения.

Почему бы не принять такой закон, по которому, если обвиняемый (подсудимый) согласился давать показания, то он также несет уголовную ответственность за заведомо ложные показания? Согласился давать показания - не лги! Кстати, в некоторых государствах такие законы действуют.

Еще одно сравнение. Государство считает возможным объявлять амнистию осужденным. Но почему бы не проявить такой же гуманный акт и в отношении потерпевших? Например, возместить им материальный ущерб и компенсировать моральный вред за тех самых амнистированных преступников, а уже потом взыскивать эти денежные суммы с осужденных?

И еще несколько интересных наблюдений для сравнения.

Сколько телепередач и публикаций посвящено осужденным, условиям их содержания, сколько интервью, где эти "несчастные" разглагольствуют о своих судьбах, вышибая слезу, вспоминают про своих мам, детей, приникают к вере и тому подобное! Что-то не припомню ничего подобного в отношении потерпевших...

Правозащитники постоянно говорят о том, что осужденных плохо кормят и им трудно сидеть в тесных камерах. Вот бы кто из них выступил в защиту интересов потерпевших, показал или хотя бы рассказал, как в это же время им живется? Например, с кем и как живут дети, родителей которых лишил жизни этот бандит? Или как и чем живут родители, ребенка которых убил этот выродок?

При этом надо учесть и непроходящую психологическую травму потерпевшего, который сознает: убийца живет и будет жить долго, а убитого им родного человека нет и уже никогда не будет! Любому человеку такая тяжесть на душе невыносима. Однако никаких обязательств по психологической реабилитации потерпевшего государство не несет.

Есть и еще одна интересная проблема. В последние годы представители церкви часто публично выступают в защиту осужденных. Они приходят в следственные изоляторы, в колонии, читают проповеди "заблудшим", помогают строить храмы в местах лишения свободы. А кто-либо из церковнослужителей помог потерпевшим от преступлений?

Новое российское законодательство писалось под флагом борьбы с наследием тоталитарного прошлого, когда превалировало желание не допустить необоснованных строгостей и проявить "милость к падшим". Затем была принята еще масса поправок такого же направления. В итоге и получился перекос не в пользу потерпевших.

Иллюстрация:
  • Иллюстрация
  • Госуправление Уголовное право