08.07.2005 01:00
Культура

Розовое чтиво Дэна Брауна

Поклонников "Кода да Винчи" ждет разочарование
Текст:  Галина Юзефович
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3816)
Читать на сайте RG.RU

Ну, еще один пресноватый политический триллер с питательной научно-популярной прослойкой, вполне в духе второстепенных романов Тома Клэнси и Фредерика Форсайта, но заметно уступающий им по качеству. Бедный, какой-то очень узнаваемо "учительский" (ни в коем случае - ни-ни! - не выходящий за рамки школьной программы) язык. Пошловатая любовная интрига в стиле "розового" дамского чтива: красавица-дочь сенатора в объятиях красавца-океанолога. Банальный и предсказуемый сюжет, построенный вокруг злонамеренной подтасовки в ходе президентской предвыборной гонки. Утомительно-однообразный, соперничающий по своей серости с полярным небом в межсезонье антураж станции по исследованию метеоритов, затерянной в гренландских льдах. Словом, решительно ничего особенного: девяносто восьмое место в читательском рейтинге, тираж 3000 экземпляров и прочное забвение через две недели после выхода - вот на что могла бы рассчитывать "Точка обмана", сложись все иначе.

Но роман этот издан сегодня, и потому ему уготована совсем другая судьба. Все книжные магазины России спешат выставить его на самые видные полки, издатели, радостно потирая руки, допечатывают тираж, а люди с "Точкой обмана" в руках составляют значительную часть популяции в общественном транспорте (несмотря на то, что стоимость пятисотстраничного тома беспрецедентно высока - до трехсот рублей в магазинах, а на лотках и того выше). Индивидуальное качество текста в данном случае значения, конечно же, не имеет: спросом пользуется не сам конкретный роман Дэна Брауна, но "очередной бестселлер от создателя "Кода да Винчи".

Вот о нем - последнем - и поговорим. Обсуждать его художественные достоинства и недостатки - все равно, что толковать о тонкостях вкусового букета "Арбатского розового", производимого, как известно, из "концентрата винопродукта". Иными словами, занятие совершенно бесперспективное. Однако как культурный феномен роман этот вызывает определенное уважение: что бы ни говорили по его поводу скептики, но миллионные тиражи никогда не возникают из пустоты. И потому запросто от "Кода да Винчи"- дескать, ширпотреб, дешевка! - не отмахнешься. Книга, вознесшая безвестного начинающего литератора на самую вершину литературного Олимпа, достойна внимания уже по одной этой причине.

Но "Точка обмана" - дело другое. Даже самый маститый создатель бестселлеров зачастую может предъявить особо дотошному читателю свои ранние малоудачные опусы. Имеются такие и у Стивена Кинга, и у Джоан Роулинг, и даже у нашей Александры Марининой. Однако сам факт их наличия не означает автоматически необходимости их тиражировать и распространять. Более того, многие авторы, оберегая свою репутацию, сами противятся публикации юношеских неудачных вещей. Но издателям Дэна Брауна не до таких мелочей: кто будет беспокоиться о добром имени писателя, когда на нем без всякого труда можно заработать еще пару-тройку миллионов? Именно поэтому настоящим преданным фанатам "Кода да Винчи" "Точку обмана" читать категорически не рекомендуется - зачем портить впечатление о любимом писателе? Всем же прочим читать ее тем более незачем по причинам, указанным в самом начале.

Впрочем, издателей подобного рода соображения заведомо не остановят. Говорят, уже на подходе русский перевод следующего "раннего Брауна" - роман "Цифровая крепость". Вещица, надо сказать, еще позабористей "Точки обмана" - возможно, именно ей суждено окончательно похоронить славу Дэна Брауна, "гениального беллетриста" и "создателя легендарного "Кода".

Литература