08.07.2005 00:00
Экономика

Росииян не смущает ни жара, ни чартеры

Отдых дорожает, но туристы отъезжают. И рожают прямо в воздухе
Текст:  Наталия Ячменникова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3815)
Читать на сайте RG.RU

Жарко и в небе: летнее расписание авиакомпаний "распухло" от дополнительных рейсов. В среднем на 36 процентов увеличил частоту полетов на наиболее востребованных зарубежных маршрутах и туристических направлениях "Аэрофлот". Один из крупнейших наших авиаперевозчиков - авиакомпания "Сибирь", выполняет в среднем около 100 регулярных рейсов в день, по сравнению с прошлым летом их число увеличилось на 12 процентов.

На самые популярные у авиатуристов направления брошены "лучшие силы" отечественного авиапарка - "эрбасы" и "боинги", современные самолеты Ту-204. "Аэрофлот", к примеру, летает сейчас в Дубай на А-320, а в Бейрут - на А-319 вместо Ту-154. Однако почти половину рейсов летней программы из столицы на турецком направлении многие российские экипажи выполняют на вместительных Ил-86, которые остаются здесь основной тягловой силой.

Вместе с тем россияне, собравшиеся на отдых за рубеж, уже вкусили немало сюрпризов. Так, с 1 июля изменился внутренний курс большинства авиакомпаний, используемый при перерасчете стоимости билета из условных единиц в рубли. Скажем, курс "Аэрофлота" теперь составляет 32,5 рубля, то есть на 1 рубль больше. Начальник пресс-службы авиакомпании Ирина Данненберг объяснила, что условная единица компании - средневзвешенный курс между долларом и евро: "Поскольку у нас большая часть взаиморасчетов в Европе происходит в евро, мы вынуждены делать эту корректировку. Естественно, сказывается и повышение тарифов на авиационное топливо".

Эксперты прогнозируют, что совместные действия российских авиакомпаний аукнутся скачком цен на билеты в среднем на 5 процентов. Однако оттока пассажиров, как считают специалисты, не будет: время для повышения выбрано крайне удачно - отпуска, спрос на авиабилеты огромный и он спокойно "проглотит" новый валютный курс авиаторов.

Выросла стоимость туристической визы в Великобританию: теперь она составляет не 36, а 50 фунтов стерлингов, или 85 евро. Говорят, что повышение это плановое, вызвано чисто экономическими соображениями и касается не только России, но и всех стран. Дешевле всего въезд в Великобританию обходится лишь гражданам стран Британского содружества - 30 фунтов. Кстати, за последние двадцать лет число туристов из России в Великобританию удвоилось, а их траты в стране выросли более чем в три раза. Только в прошлом году туманный Альбион посетили свыше 140 тысяч россиян, которые оставили в английских пабах, магазинах и прочих заведениях 160 млн. фунтов стерлингов, или почти 300 млн. долларов.

Неприятной неожиданностью стало подорожание отдыха в Турции: в среднем на 15-20 процентов. Одна из причин - все то же увеличение цен на авиатопливо. Кроме того, хоть большинство турецких отелей цены в евро не выставляют, но все же подтягивают их к европейской валюте. Правда, делают они это не явочным порядком, а стараются включать в турпакеты все больше услуг. Если раньше почти все гостиницы работали на полупансионе, то потом они перешли на all inclusive, а теперь предлагают super all inclusive, extra all inclusive и т. д. Но несмотря ни на что Турция остается лидером российского выезда. Безусловно, большое значение имеет "безвизовость" - если очень захотеть, туда можно уехать хоть завтра.

По оценкам туроператоров, пусть и не настолько, но подорожал отдых в Греции. В основном все из-за того же авиатоплива. Не отстают здесь Испания и Болгария: примерно на 5 процентов, но все-таки цены путевок подросли.

По данным экспертов, больше половины россиян предпочитают отправляться на отдых чартерными рейсами. И понять их можно: это обходится значительно дешевле, чем если лететь регулярным рейсом. Однако следует учесть, что при этом туристы как бы заранее принимают "правила игры": полет может быть в ночное время. Отсюда неудобства с приездом в аэропорт или выездом из него. "Как правило, туристов это не смущает, - замечает Ирина Тюрина. - Для многих важнее заполучить лишний световой день на курорте. Так что здесь дело выбора. Случаев, когда люди отказываются от рейса только потому, что он ночной, практически нет".

"В расписании приоритет остается за регулярными рейсами, а чартерам отдается уже то, что не востребовано", - поясняет один из авиационных аналитиков. И если для многих авиакомпаний рейсы, обслуживающие туры, - хорошая сезонная прибавка к бизнесу, то для крупных аэропортов - только лишняя головная боль. Как тут не вспомнить прошлогодний конфликт, который возник у чартерных авиакомпаний с международным аэропортом Шереметьево, когда авиаперевозчикам сообщили о переносе чартеров на ночное время. Аргументы? Из 11 с лишним миллионов пассажиров чартерники составляли лишь от 5 до 10 процентов. При этом свои действия аэропорт объяснял тем, что чартерные авиакомпании "не всегда корректны в соблюдении расписания, а также других договорных отношений".

Авиакомпании и их заказчики-туроператоры назвали действия Шереметьево саботажем в пик сезона. В результате аэропорт пошел на попятную, однако многие чартерные авиакомпании оттуда ушли.

В Испанию выполняются регулярные рейсы "Аэрофлота" - из Москвы в Мадрид и Барселону. Стабильно на основе действующих договоренностей с испанской стороной. Но здесь периодически появляются чартерные рейсы различных российских авиакомпаний, доставляющих российских туристов на средиземноморское побережье. Договоренность о каждом таком рейсе, о приеме самолета в том или ином аэропорту достигается отдельно. Показательно, что большинство местных аэропортов не имеют круглосуточного режима работы и в ночное время закрываются. Однако в случае необходимости и пожелания авиаперевозчика существует возможность оставить аэропорт открытым для приема нужного самолета. Правда,тогда владельцы самолета оплачивают его обслуживание по тройному тарифу.

Вообще полеты в ночное время - разговор особый. Достаточно вспомнить, что два года назад руководство нескольких ведущих международных аэропортов выступило за запрет ночных полетов над территорией Европы. Впрочем, речь шла тогда вовсе не об удобстве для авиапассажиров, а лишь о проблеме шума от самолетов для жителей близлежащих районов к воздушным гаваням. В частности, сбор подписей о табу на полеты с 23 часов вечера до 7 часов утра был организован в Брюсселе, Амстердаме, Париже, Лондоне, Женеве и ряде других европейских городов. Кстати, тогда компания British Airways - национальный британский авиаперевозчик - заявила, что ей подобный запрет обойдется в 500 миллионов долларов. В дело вмешался Страсбургский суд. Его вердикт оказался для сторонников тишины весьма неожиданным: он постановил, что взлеты и посадки самолетов в ночное время не нарушают права граждан на "мирное времяпрепровождение".

"Пока каких-либо серьезных сбоев и скандалов с авиатуристами нет. "Проблема была с авиакомпанией "ВИМ-АВИА" в майские праздники, - комментирует Ирина Тюрина. - Эта авиакомпания в основном сориентирована как раз на сегмент чартерных перевозок повышенного спроса, в том числе из региональных центров России. Они набрали заказов с расчетом на поступление новых "боингов", однако переварить их не смогли".

МЕЖДУ ТЕМ

В странах Евросоюза введены новые правила компенсаций авиапассажирам в случае утери багажа, задержки или отмены рейса. Этими компенсациями смогут воспользоваться все пассажиры вне зависимости от их гражданства. К примеру, за утерянный авиакомпанией багаж пассажир сможет получить и более 1000 евро. В случае задержки рейса на 2 часа авиакомпания обязана предоставить ожидающим вылета пассажирам бесплатную еду и напитки, а в случае необходимости - комнату в гостинице. Если задержка превысит 5 часов, авиакомпания обязана либо компенсировать стоимость билета плюс штраф, либо доставить клиента к месту назначения самолетами другой авиакомпании за свой счет. Правила, которые многократно увеличивают права пассажиров, введены в действие с 17 февраля.

НЕОЖИДАННО

Бортпроводники рейса 2251 авиакомпании "Сибирь", совершавшего полет из Домодедова в Норильск, приняли роды в самолете. Командир лайнера, узнав о том, что у одной из пассажирок начались схватки, принял решение продолжать полет. Роды принимали бортпроводники. Девочку, которая появилась на свет у 25-летней женщины, назвали Еленой. Причем двое других ее детей летели вместе с мамой.

Прецеденты родов в воздухе уже были. В свое время в полете родила одна из пассажирок авиакомпании "Пан Амэрикен". Тогда авиакомпания очень удачно пропиарила сей факт, вручив семье вечный билет на все свои рейсы.

На заметку пассажиру

БИЛЕТ на авиарейс - это договор между перевозчиком и пассажиром, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения в конкретное время и конкретным авиарейсом.

ПАССАЖИР имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки самолета, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе от полета позднее установленного срока пассажиру возвращается сумма с удержанием сбора, размер которой не может превышать 25% от суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

ЗА ПРОСРОЧКУ доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности ВС либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

СВОИ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ требования к перевозчику пассажир обязан изложить письменно и предъявить в аэропорту пункта отправления или назначения не позднее 6 месяцев (внутренние перевозки) и 7-14 дней (международные перевозки), а затем при отрицательном ответе обратиться с иском в суд.

Авиатранспорт Товары и цены