08.07.2005 00:00
Экономика

Как правильно выбрать товар в сезон распродаж

Текст:  Екатерина Надрова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3815)
Читать на сайте RG.RU

Все началось с того, что я получила зарплату. Не очень большую, но и не очень маленькую, а так: ни туда, ни сюда. "Самое время пополнить гардероб", - решила я. Для советов тут же была вызвана подруга Таня, и уже через час мы стояли у входа в один из главных торговых центров Москвы. Что же там творилось! Такое столпотворение бывает только перед праздниками, когда народ приходит за подарками. Или... на распродаже. Да это то, что нужно! Вперед! И я, предвкушая серьезный улов, бесстрашно ринулась в бой, то есть в магазин. Вообще атмосфера в магазинах в дни снижения цен напряженная. Все это напоминает охоту, когда ограниченное количество дичи выслеживает огромное число охотников: здесь главное - кто быстрей.

Кто успел, тот и съел

Распродажи в первую очередь касаются одежды и обуви - это как-никак товар сезонный, а значит, регулярно обновляемый. Но это совсем не значит, что в эту пору в магазинах вам предлагают или старье, или то, что в сезон совершенно не пользовалось спросом. На распродаже продаются остатки коллекций уходящего (не ушедшего) сезона. Почему их не купили раньше? На то две причины: первая - не успели, вторая - не было денег. Так вот, распродажа дает вам возможность больше успеть за меньшие деньги. Конечно, в горах одежды по сниженным ценам много откровенного барахла, скажем так - неудач в коллекции, да и вещички трехлетней давности встречаются, но приличной одежды все-таки больше. Главное - успей купить, потому что некоторые умные люди по примеру западных коллег-потребителей "пасут" понравившуюся вещь, первоначальная цена которой для них оказалась неприемлемой, вплоть до самой распродажи, а уж там хватают ее тепленькой и бегут к кассе, чтобы никто не опередил. Так же, правда случайно, получилось и у меня, когда я увидела ЕГО. Я мечтала о нем уже пару месяцев, иногда он приходил ко мне во сне. Просыпалась я несчастной, понимая, что он никогда не будет моим, а теперь его придирчиво рассматривала какая-то девица. Тут-то во мне пробудился охотничий инстинкт, и я решила, что была-не была: угрохаю я на этот сказочный пиджак ползарплаты. А девица тем временем уже повесила его на место и я было протянула руку, как вдруг одна дамочка схватила мой трофей. Но не тут-то было: вырвав пиджак у нее из рук, я, не оглядываясь, устремилась к кассе. Там обнаружилось, что ползарплаты уже не понадобятся: пиджачок подешевел на 40% и я могу позволить себе еще и ту юбку, которую я присмотрела раньше, но как-то не решалась купить: дороговато было. Теперь она стоила на 60% меньше.

Алмаз среди камней

Но все же традиционным символом распродажи остаются корзины с заманчивой надписью "Все по...", вокруг которых роятся покупатели, с невероятной скоростью сортируя их содержимое. Вначале мне показалось, что особенно тратить на это время не стоит: никакого приличного улова не случится. Обычно здесь за чисто символическую цену вам предлагают одежду невысокого качества и сомнительного вида. Однако при ближайшем рассмотрении беспорядочно сброшенные в кучу тряпки оказались фирменными вещами, но уж как-то неопрятно они выглядели и копаться в них не было желания. Но, посмотрев, что народу вокруг не убавляется и доступ к основной распродаваемой коллекции затруднен, пришлось начать с малого. Моя подруга тем временем не размышляла, а бодро перебирала сомнительную массу всех цветов и оттенков, попутно отстраняя от своей добычи остальных покупателей. В итоге ей все же удалось вытащить оттуда парочку вполне приличных маечек. Заметив, что вокруг корзины собралось подозрительно много народу, сюда подошел продавец-консультант.

- Девушка, - обратился он ко мне, - вам размера не хватило? Посмотрите в другой корзине.

- А разве там есть на что смотреть? - огрызнулась я.

- Вообще-то это одежда из наших прошлых коллекций.

- А что тогда в кучу свалена и по такой цене продается?.

- А потому,- проворчала девушка, которая старательно рылась в этой же корзине,- что за полную цену ее уже никто не возьмет: это прошлогодние остатки, которые и в сезон у них спросом не пользовались.

- К тому же, все лучшее я уже оттуда забрала,- ехидно улыбаясь, проговорила подруга,- пойдем на штурм!

И не успела я глазом моргнуть, как она уже растолкала покупательниц и пробралась к вожделенным вешалкам. На них висит одежда с меньшей скидкой: 30-70%, но более качественная.

Если вдуматься, вещь не изменилась, а цифра на ценнике подтаяла как мороженое в жаркий день. В чем же разница? Да ни в чем, одно плохо: вчера задорого вы могли купить понравившуюся штучку, а по дешевке ее захотели купить не только вы...

Берем за основу

В магазинах класса "люкс" тоже проходят распродажи. Правда, скидки там редко превышают 50%, а если это и происходит, то одежда переправляется в стоковые магазины, чтобы она не перемешивались с вещами из новой коллекции. Мало кто задумывается, что в такие горячие деньки он может позволить себе больше, то есть запросто зайти в казавшийся ранее таким недоступным бутик и отовариться там по полной программе. Например, на распродаже костюм от кутюр будет стоить как обычный, без скидок. Но не стоит покупать все подряд, пленяясь низкой (или относительно низкой) ценой. Не стоит скупать остромодные вещи уходящего сезона: в этом году вы, несомненно, будете выглядеть в этих обновках актуально, но вот в следующем сезоне они, скорее всего, выйдут из моды и здесь даже известный лейбл не спасет. Так что лучше обзавестись неприметными, но необходимыми вещами, которые составят костяк вашего гардероба и долго не выйдут из моды. Это в первую очередь классика: одежда нейтральных расцветок, костюмы, белые сорочки, брюки и футболки- все то, что никогда не выдаст дату вашей покупки.

Стоит только подождать

А вот в магазинах сотовой связи распродаж не дождешься даже в сезон. В салоне витрины ломились от товара: телефоны были расставлены по порядку в соответствии с ценой и фирмой, но вот надпись "скидка" почему- то не попадалась.

- А где тут у вас телефоны по сниженным ценам? - поинтересовалась подруга.

- А у нас их вообще нет,- любезно ответил ей продавец.

- Как так, - не унималась она,- у всех скидки, а вы что, не знаете: лето- сезон распродаж!.

- А нам нечего распродавать,- так же вежливо отвечал продавец,- у нас товар не залеживается. Мы проводим уценку каждую неделю: телефон устаревает и дешевеет регулярно на несколько долларов. Но это естественный процесс. А что, вы хотели что-нибудь подешевле?. Подруга моя даже оскорбилась:

- Ничего я не хотела! Только хороший телефон за разумные деньги! Продавец посоветовал подождать две недели: у той фирмы, которую выбрала Таня, скоро выходит новинка, а по такому случаю обычно цена на предыдущую модель падет почти вдвое.

- Ах, хитрый какой,- сказала, покраснев, подруга,- пусть ждет. Хоть и не новую модель предлагает, да и к чему мне навороты за полцены? Дешево и сердито!.

А если вы все-таки увидите телефон по так называемой специальной цене, то не спешите радоваться: вам предлагают либо безнадежно устаревшую модель, либо товар, который "не пошел" по заявленной вначале стоимости, и продавцы делают отчаянную попытку сбыть его пусть даже за меньшие деньги.

Не будьте чайником

Также ярковыраженных сезонных скидок нет и в магазинах по продаже бытовой техники. Оно и понятно: ведь нет такого времени года, когда электрочайник или стиральная машина особенно актуальны. Хотя понятно, что вентиляторы или обогреватели популярны в определенное время года. Но особо рассчитывать на скидки "в сезон" не приходится: продавцы говорят, что спрос и так достаточно высок. Другое дело, если распродажа устраивается для привлечения покупателей в определенный магазин. Тогда продавцы вполне могут расщедриться и продавать кондиционеры со скидкой летом. Вообще, распродажи бытовой техники устраивает или сам магазин для привлечения большего числа покупателей, или фирма-производитель, которая стремится повысить продажи своей продукции. Продавцы часто назначают скидки, чтобы оживить продажи не пользующегося особым спросом товара. Эффективна также система подарков, когда при покупке определенного вида бытовой техники вам бесплатно предложат сопутствующий товар. Классический пример: "в нагрузку" к стиральной машине вам дадут упаковку стирального порошка. Такие рекламные акции проводятся совместно с производителями порошка и выгодны обоим партнерам. В некоторых магазинах существует понятие первой цены. На вопрос, что это такое, продавец начнет вас заверять, что именно в их магазине этот пылесос продается без дополнительной наценки, то есть по самой низкой цене в городе. Если учитывать, что далеко не каждый покупатель кинется проверять истинность этих слов, то расчет верен.

...и коврик в подарок

Вы хотите купить автомобиль и обзваниваете салоны в поисках скидок? Прохаживаясь среди выставленных на продажу машин, вы не видите "а сегодня на четверть дешевле"? Не удивляйтесь, зато вам могут предложить "страховку и сигнализацию в подарок". А все потому, что наш рынок еще очень далек от затоваривания, так что и без скидок авто покупают более чем охотно. Хотя в автосалоне я видела надпись "распродажа: 5%", но при этом цена "железного коня" превышала $30 тысяч. Это неудивительно: с меньшей стоимости делать скидку нерентабельно. Ну, разве что если речь идет о машине, не пользующейся популярностью в России. И как бы вас ни убеждал услужливый продавец, что снижение цены - это подарок покупателям на юбилей фирмы, не верьте, а лучше попробуйте узнать истинные причины щедрости дилера. На всякий случай.

Дисконт, сэр!

Существуют магазины, которые не устраивают распродаж в принципе, зато там существует система дисконта: вас, конечно, не раз спрашивали на кассе: "есть ли у вас карта нашего магазина?". Если нет, то неплохо бы ее приобрести: покупки в продовольственных, ювелирных и парфюмерных магазинах обойдутся гораздо дешевле. Но летом даже в таких местах проходят специальные акции: у входа обязательно висит информирующий об этом плакат, а вокруг толпа любопытных и экономных покупателей. Присоединяйтесь к этому всеобщему любопытству и вам наверняка подарят какой-нибудь крем, разыграют коробку печенья или предложат два браслета на ногу по цене одного. Только и здесь торопитесь: количество подарков, как правило, существенно ограничено.

   мнение

Юлия Швец, юрист Московского общества защиты потребителей:

- Принято считать, что товар, приобретенный на распродаже, возврату и обмену не подлежит. Это ошибочное мнение, которое сформировалось в том числе из-за юридической неграмотности как продавцов, так и потребителей. Приобретенный со скидкой товар подлежит обмену в течение четырнадцати дней, если вас не устраивает форма, габариты, фасон, размер, расцветка или комплектация купленной вами вещи. В случае если в магазине нет требуемой замены по этим критериям, вам обязаны вернуть деньги при условии, что этикетки на месте и купленную вещь вы не носили. Если после покупки вы обнаружили дефект, то обмен может осуществиться в течение двух лет, если гарантией не предусмотрено другое. Если же вы приобрели товар, подвергшийся уценке, то обменять или вернуть его можно только в связи с другим недостатком, о котором вы не были предупреждены.

   советы

1. Внимательно осмотрите покупаемую вещь на предмет дефектов - иногда продавцы под видом распродажи продают уцененные вещи.

2. На всякий случай заранее оговорите условия обмена и возврата приобретенного товара.

3. Не покупайте вещь только потому, что она кажется вам дешевой, часто такие опрометчивые покупки остаются невостребованными в гардеробе.

4. Не приобретайте остромодные вещи уходящего сезона.

5. Чтобы избежать ненужных покупок, составьте список того, что вам действительно необходимо.

6. Помните: на распродажах принято делать стратегические покупки, то есть те, которые вы планируете использовать длительное время.

Товары и цены