Изысканная по изобразительному решению картина "Мой Никифор" рассказывает реальную историю жизни художника-примитивиста Эпифана Дроньяка, известного под именем Никифора Круницкого. Этого никому не ведомого гения открыл миру известный художник-академист Мариан Влосиньский в 1960 году. Он оформлял новое здание бассейна в городе Криницы, а Никифор, сидя в инвалидной коляске, продавал свои творения посетителям. Мастер пригласил молодого гения в свою мастерскую и стал его опекать, покоренный наивной чистотой живописи. Он хотел понять психологию человека, умственно и физически немощного, но природно талантливого, и так этим увлекся, что забросил собственную работу и даже семью. Создал в поддержку Никифора специальный фонд и в 1967 году устроил первую его выставку в престижнейшей варшавской галерее. Фильм об этой истории выдержан в стиле "наивной живописи", навеянном реальными работами Дроньяка, и продолжает традицию гуманистического кинематографа, черпающего свои сюжеты из жизни - подобно американским картинам "Музыка сердца" или "Эрин Брокович". Такие ленты, как показывает практика, пользуются особой популярностью у более интеллектуальной и "продвинутой" части аудитории.
Главного героя фильма художника Мариана Влосиньского сыграла 80-летняя Кжистина Фельдман - ей и был вручен почетный актерский приз. Таким образом, Польша увозит из Карловых Вар сразу три наиболее важные премии.
Премию за лучшее исполнение мужской роли на паях получили Лука Зингаретти, сыгравший священника в итальянской ленте Роберта Фаэнци "Выйди на свет", и Ури Габриэль - исполнитель главной роли в израильской картине "Что за чудное местечко!". Специальный приз достался израильскому режиссеру Эялу Хальфону за "необычный взгляд на социальную ситуацию в районе Мертвого моря" в фильме "Что за чудное местечко!". Это три новеллы про местный интернационал: украинская проститутка Яна связалась с бывшим копом, а ныне прислужником гангстеров; влюбленный в нее фермер Зельцер находит пачку фотографий ее многочисленных клиентов; тайские гастарбайтеры на его ферме становятся предметом ненависти местной полиции.
Приз жюри присужден японцу Шину Соно за психотриллер о суицидальной семейке "Обеденный стол Норико".
В конкурсе документального кино успех пришел к Галине Адамович из Белоруссии (фильм "Боже мой"), которая разделила главный приз с независимым кинематографистом из Бразилии Марилем Агрелем ("Танец безумного огня").
Третий по значению конкурс "К востоку от Запада", в котором участвуют кинематографисты стран Восточной Европы, закончился победой российской ленты по мотивам Чехова - "Рагин" Кирилла Серебренникова. Специальный приз в этом конкурсе завоевала польская лента "Свадьба" Войтека Смажовского.
В главном конкурсе Россию представлял фильм Павла Чухрая "Водитель для Веры". Судьба наших картин в этом конкурсе в последние годы достаточно проблематична. Чехия еще слишком хорошо помнит давление, которое долгие годы испытывал один из старейших в Европе кинофестивалей со стороны "большого брата": распределение призов было очевидным еще до открытия фестиваля, и главный приз, как правило, присуждался советскому фильму. В какой мере аллергия на это давление влияет на решения карловарских жюри - судить с достоверностью невозможно, но российское кино постсоветского периода увозит из Карловых Вар в лучшем случае утешительные призы во второстепенных конкурсах. Впрочем, еще меньше везет ему в Берлине, Канне и Сан-Себастьяне.
В целом фестиваль в Карловых Варах, по общему признанию, переживает вторую молодость. Сегодня это самый популярный среди публики и самый молодежный киносмотр Европы: тысячи студентов со всей страны приезжают сюда, чтобы ухватить столько фильмов, сколько успеют. Билеты ценой в 2,5 доллара сметаются мгновенно, тем более что в обычных пражских кинотеатрах за тот же билет пришлось бы выложить в три раза больше. Взятый дирекцией фестиваля курс на привлечение молодых зрителей дает свои плоды: все его участники отмечают атмосферу непринужденности и демократичности, которая отличает карловарский праздник от более престижных, но и более закрытых фестивалей в Канне или Венеции. Карловым Варам удалось то, что пока не удается их традиционной сопернице Москве, - вернуть фестивальным залам широкую и заинтересованную аудиторию.
Если учесть эти особенности здешнего фестиваля, особый вес приобретает Приз зрительских симпатий. В этом году публика большинством голосов предпочла канадский конкурсный фильм "Жизнь с отцом" Себастьена Розе - комедию о двух уже почти чужих друг другу братьях, которые после долгой разлуки вынуждены сосуществовать со своим некогда знаменитым, а ныне впавшим в нищету отцом.
Всего на фестивале на 517 сеансах были показаны 242 полнометражные картины и десять короткометражек, из них 16 мировых и 35 европейских премьер. Их посмотрели 142 506 зрителей.