12.07.2005 00:00
Власть

Обзор нормативных документов по вопросам налогообложения в мае-июне 2005 г.

Текст:  www.iet.ru Л. Анисимова
Российская Бизнес-газета - : №0 (514)
Читать на сайте RG.RU

1. Письмом ФНС России от 15 июня 2005 г. N ГИ-6-22/488 направлено для
сведения и использования в работе письмо Минфина России от 01.06.2005 N
03-03-02-02/80 "Об учете налогоплательщиками средств, полученных от Фонда
социального страхования Российской Федерации на цели обязательного
социального страхования".


В письме поименованы виды пособий, выплачиваемые работодателями работникам в счет средств ФСС РФ, и разъясняется, что выплаченные работникам суммы пособия впоследствии возмещаются работодателям Фондом на основании представляемой ими в Фонд Расчетной ведомости, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 22 декабря 2004 года N111.

Таким образом, средства, получаемые работодателями-налогоплательщиками из ФСС РФ в порядке возмещения средств, выплаченные работникам на цели обязательного социального страхования, не являются доходами в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций", главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" и главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации и при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, единому сельскохозяйственному налогу и единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения не учитываются.

К таким выплатам относятся:

- пособия при временной нетрудоспособности в связи с материнством и на случай смерти, пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) с третьего дня временной нетрудоспособности (максимальный размер за полный календарный месяц не свыше 12 480 рублей);

- пособия по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы (не свыше 1 МРОТ за полный календарный месяц);

- пособия, выплачиваемые из ФСС в соответствии с федеральными законами (перечень указанных пособий приведен в статье 8 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", в частности, пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет).

2. Письмом ФНС от 14 июня 2005 г. N ГВ-6-21/485 доведено письмо Минфина России от 24.02.2005 N 03-07-03-02/9 по вопросу определения условий и критериев отнесения организаций и физических лиц к налогоплательщикам водного налога.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств на основании лицензии на водопользование. Физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей наличия лицензии, не являются налогоплательщиками водного налога.

До оформления лицензии разрешается продолжать водопользование при условии включения в график выдачи лицензий, устанавливаемый органом лицензирования. Основанием для такого водопользования являются лицензии, полученные ранее на основании действовавших на тот период нормативных правовых актов.

3. Письмом Минфина России от 7 июня 2005 г. N 03-06-05-04/156 разъяснены вопросы уплаты налога на имущество. Объектом обложения налогом для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Движимое имущество учитывается при определении налоговой базы по месту нахождения обособленного подразделения, имеющего обособленный баланс, на котором числится это имущество.

Недвижимое имущество учитывается при определении налоговой базы организации по месту нахождения организации.

4. Письмом Росздравнадзора (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития) от 27 мая 2005 г. N 01 И- 230/05 разослано территориальным органам обязательного медстрахования письмо Минфина России от 21.03.2005 N 03-04-05/06, которым разъясняется, что в возмещаемую территориальными фондами обязательного медицинского страхования аптекам стоимость лекарственных средств, отпущенных гражданам в рамках государственной социальной помощи, включается НДС.

Объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, независимо от источников оплаты или финансирования.

5. Письмом ФНС от 26 мая 2005 г. N ГИ-6-22/436 направлено по системе налоговых органов письмо Минфина России от 13.05.2005 N 03-03-02-02/70 о порядке учета при применении упрощенной системы налогообложения расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, а также расходов по оплате налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам).

В частности, разъясняется, что в НК по ряду расходных статей налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, уменьшают полученные доходы на сумму расходов по правилам, установленным для таких расходов в рамках налога на прибыль. К таким расходам относятся, в частности, расходы на приобретение сырья и материалов для целей производства (включаются в расходы по мере использования их в производстве). Что касается расходов на приобретение товаров для последующей реализации, то такие расходы признаются при определении налоговой базы по единому налогу по другим правилам - в полной сумме после их фактической оплаты независимо от того, реализованы приобретенные товары или нет.

В отношении НДС по товарам, приобретенным для целей использования в производстве, также имеется особенность отнесения на расходы из-за редакционной формулировки статьи. Указанный налог не учитывается в составе цены приобретенных товаров налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему, а включается в полной сумме в расходы организации за соответствующий отчетный период (то есть по итогам за квартал).

6. Письмом Минфина России от 25 мая 2005 г. N 03-06-05-04/139 разъясняются вопросы признания плательщиками налога на вмененный доход лиц, осуществляющих деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы.

В частности, разъясняется, что налогоплательщиками признаются в том числе организации, получившие по договорам аренды (субаренды) во временное владение или пользование стационарные технические средства наружной рекламы для целей извлечения доходов от деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы.

7. Информационным письмом ВАС РФ от 25 мая 2005 г. N 91 доведены рекомендации по вопросам применения главы 25.3 НК РФ.

Доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены дата списания денежных средств со счета плательщика, штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Только при наличии доказательств, подтверждающих уплату в федеральный бюджет государственной пошлины за рассмотрение дела в Арбитражном суде, исковое заявление, иное заявление, жалоба принимаются к рассмотрению.

В Информационном письме рассматриваются также конкретные ситуации, связанные с уплатой госпошлины.

8. Письмом Федеральной таможенной службы от 24 мая 2005 г. N 05-11/16996 разъясняются вопросы о порядке взыскания задолженности с нерезидентов Российской Федерации (юридических и физических лиц, ИЧП и т.п.) при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в добровольном порядке.

Разъясняется, что взыскание задолженности возможно только при наличии соответствующих международных договоров. В настоящее время Российская Федерация не является стороной в двухсторонних или многосторонних соглашениях о принудительном исполнении решений в области административного права, регламентирующих порядок исполнения, в том числе и решений таможенных органов о взыскании неуплаченных таможенных платежей на территории иностранных государств, механизм принудительного взыскания с нерезидентов Российской Федерации отсутствует.

Вопрос о заключении соответствующих международных договоров должен быть инициирован службой судебных приставов.

9. Приказом ФНС России от 23 мая 2005 г. N ММ-3-19/206 утверждена новая форма Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, а также методические указания по ее заполнению.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что налоговые органы выдают справку об отсутствии задолженности у организаций, деньги которых списаны с их расчетных счетов, но "зависли" в банке, только на основании вступивших в законную силу решений судов о признании обязанности налогоплательщика по уплате налога и сбора, а также пеней выполненной. Это означает принудительное ограничение инвестиционных возможностей организаций (они должны вначале судиться, получить такую справку в судебном порядке и только после этого могут принимать участие в конкурсах на инвестиционные проекты, контракты и пр., которые являются необходимым элементом эффективной рыночной экономики).

Тем самым принятое КС России решение о том, что действие статьи 45 НК РФ (в части признания налогового обязательства исполненным по факту предъявления платежного документа оплате при наличии денег на расчетном счете плательщика) применимым только в отношении добросовестного налогоплательщика, фактически преобразовано ФНС России в ОБЯЗАННОСТЬ для налогоплательщика по суду доказывать свою добросовестность. Эта ситуация для рыночной экономики является неприемлемой, поскольку дополнительно обременяет участника рынка обязанностями, возлагаемыми на него государственными органами, не предусмотренными действующим законодательством.

Обзор подготовлен Институтом экономики переходного периода (ИЭПП), www.iet.ru

Госуправление Налоги