Пригласив на впервые полностью открытое для прессы совещание с членами кабинета министров лидеров "Единой России" и значительно расширенный состав своей администрации, Путин, вроде бы обращаясь ко всем, фактически критиковал даже не кабинет Михаила Фрадкова, а народных избранников, которые, закрыв весеннюю сессию, не отказывали себе в удовольствии высказать правительству собственные претензии. Поводов для этого у депутатов было немало: министру экономического развития и торговли Герману Грефу досталось за то, что плохо составляет прогнозы, министру финансов Алексею Кудрину - за скупость, а всему кабинету министров - за нерасторопность.
Премьер-министр Михаил Фрадков не стал уподобляться депутатам и, напротив, поблагодарил их за все, в том числе и за эту бесконечную критику.
- Главное - правильно выстроить отношения. Ведь впереди серьезный документ - бюджет-2006, - примирительно сказал Фрадков.
Но подводивший вслед за ним итог полугодовой работы председатель Госдумы Борис Грызлов был настроен более решительно. Выносить сор из избы на Охотном Ряду в Кремль он, конечно же, не стал, но все же не преминул заметить, что, по мнению народных избранников, основной финансовый документ страны на 2006 год должен быть бюджетом развития, а не бюджетом стабилизации. Правда, что он имел в виду, Грызлов уточнять не стал, видимо, чтобы не устраивать публичных склок в присутствии главы государства. Можно лишь предположить, что под бюджетом стабилизации депутаты понимают основной финансовый документ страны, который по большей части предполагает финансирование социальных обязательств государства, и в меньшей степени - средства на инвестиции, ипотеку и т.д. То есть именно такой документ, который правительство и внесло в Госдуму.
Услышав эти слова, Владимир Путин едва сдержал возмущение и обратился к Грефу, который как министр, отвечающий за экономическое развитие страны, теоретически и должен был бы ответить на высказанное Грызловым замечание.
- Как нам кажется, те пакеты законопроектов, которые были приняты, и те, которые еще будут рассмотрены до конца года, создадут лучшие условия для инвестиций, - неуверенно сказал Греф.
Путин тяжело вздохнул, видимо, решив, что все же именно ему придется вмешаться в отношения правительства и депутатов. Но при этом президентская критика не должна была стать жесткой атакой на народных избранников, поэтому президент начал издалека, приводя цифры и вспоминая картины из прошлого, ставшие уже неприятными. Он напомнил, что до 1998 года "инфляция зашкаливала за 70-80%". "В 98-м она была за 36 с лишним, после чего мы начали ее последовательно, не такими темпами, которые планировались, но все-таки снижать, - сказал Путин. - Обращаю ваше внимание, что в некоторых странах, которые считают себя странами с развивающейся экономикой, параметры по инфляции давно достигнуты гораздо более низкие (чем в России), как, например, в КНР, и удерживаются на этом низком пределе".
- Если мы позволим себе раскачать ту линию экономического развития, которая была выбрана нами пять лет назад и последовательно внедрялась в жизнь, ущерб может быть очень большим, - жестко заметил президент.
Все его слова были направлены на то, чтобы депутаты оценили важность подготовки и принятия федерального бюджета на 2006 год. Вице-спикер Вячеслав Володин заверил, что депутаты в принимаемых решениях исходят из тезиса необходимости снижения инфляции. "У депутатского корпуса есть единство, что необходимо снижать инфляцию, и из этого мы исходим, - сказал он. - Все популистские вещи мы отметаем. При переговорах с правительством ни одна тема, которая увеличивала бы инфляционный фактор, "Единой Россией" не ставится". Володин также сообщил, что Госдума ведет диалог с правительством по расходной части бюджета и дополнительным доходам. И в этом он не смог промолчать и заметил, что, по мнению депутатов, можно было бы найти более эффективный способ по расходной части и по дополнительным доходам. "Важно, чтобы следующий год был годом, когда мы использовали бы сложившуюся конъюнктуру цен на рынке и выполняли бы задачу по удвоению ВВП", - сказал вице-спикер Госдумы.
- Я не против того тезиса, что этот финансовый документ должен быть бюджетом развития, но он не должен быть бюджетом разбазаривания, - заявил Путин, отвечая на призывы председателя Госдумы. При этом президент потребовал от кабинета министров и депутатов трезво оценивать возможности страны и правильно выбирать приоритеты. "Различные планы по государственным закупкам, строительству, которое в прошлые десятилетия развели такое огромное количество и не знали, что делать с этим долгостроем, такого хозяйствования мы больше себе позволить не можем. Прошу подойти к этому чрезвычайно аккуратно, трезво оценивать возможности страны и приоритеты правильно выбирать", - сказал глава государства. И вновь он напомнил о "всплесках" тарифов на услуги ЖКХ и росте цен по жизненно важным для большинства граждан позициям. "Поэтому я очень вас прошу - и правительство, и Госдуму - подходить взвешенно и не прибегать к таким лозунгам и таким формам своей деятельности, которые внешне носили бы привлекательный характер для рядового гражданина, а на практике могли бы привести к тяжелым последствиям для всей страны и того самого избирателя, ради которого работает Госдума, и тех рядовых граждан страны, для кого трудится правительство России", - напутствовал президент. По его словам, чиновники и депутаты должны служить гражданам, а не "изображать номера" на телеэкранах.
- При проработке серьезных вопросов, таких как бюджет, нужно исходить из интересов дела, подходить профессионально, экспертно, если хотите, потому что назначенные члены правительства и избранные народом депутаты Госдумы призваны на свое место для того, чтобы служить нашим гражданам, - сказал Путин.
Он отметил, что никогда не вмешивался в ход подготовки бюджета. "Это дело прежде всего Госдумы, и мне ничего не нужно докладывать. Но я хочу сказать вам, что надеюсь, это будет такой интеллектуальный и правовой продукт, который будет качественным, - сразу же задал высокую планку будущей работе и депутатов, и правительства президент России. - Если это будет просто красивая упаковка и вредное содержание - это абсолютно для нас с вами неприемлемо. И для меня тоже как для главы государства".