Подготовленный законопроект о бухучете даже сравнивать по большому счету нельзя с действующим законом, отмечает один из его разработчиков, председатель правления фонда "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" Андрей Буренин. У него другой предмет регулирования. Если действующий закон, который был принят, напомним, еще в 1996 году, в большей степени направлен на организационно-методологические вопросы, то разработанный проект ставит во главу угла систему регулирования отчетности. В нем нет разъяснений, что такое регистры, первичная документация или в чем заключаются обязанности главного бухгалтера, как в нынешнем законе о бухучете. В подготовленном законопроекте речь идет об органах регулирования, их правах и обязанностях. В нем прописана сфера ответственности каждого органа регулирования, и механизм принятия решений, который должен быть прозрачным. Фактически делается попытка создать систему, которая была бы способна вырабатывать наиболее качественный продукт в виде стандартов финансовой отчетности. Притом, какие это будут стандарты: национальные или международные, остается во многом за рамками законопроекта, поскольку приоритетом является система регулирования. Если система будет хорошей и качественной, то она будет вырабатывать качественные решения, говорит Андрей Буренин.
Достичь этой цели предлагается за счет создания независимого профессионального органа регулирования, решения которого после одобрения уполномоченной государственной структурой будут получать силу правового акта. В законопроекте перечислены требования к такой организации. При этом задачей государства будет определить негосударственный орган регулирования, кроме того, оно будет обладать правом вето. Но этим роль госорганов предлагается ограничить. По мнению разработчиков законопроекта, такой подход отвечает принципам проводимой сейчас административной реформы.
Как говорит Виталий Палий, член Экспертного совета фонда НСФО, проблема заключается не в том, что нынешние стандарты бух-учета плохие. Дело в том, что они принимались в аппаратном порядке. При построении системы регулирования в новом законе предполагается, что эта работа будет вестись публично.
Новый орган не будет представлять интересы профессии, ведь финансовая отчетность предназначена не для бухгалтеров, а для профессиональных пользователей: инвестиционных банкиров, бирж - тех, кто вкладывает деньги. Поэтому в этой организации на уровне экспертного сообщества должны быть представлены самые разнообразные люди: и бухгалтера, и аудиторы, и банкиры, и биржевики, и профессиональные инвесторы, подчеркивает Андрей Буренин. Так что новый орган не будет саморегулируемой организацией, полномочия которой уже, чем требуется для выработки стандартов для всей страны.
Кроме того, законопроект устанавливает конкретные сроки перехода на международные стандарты финансовой отчетности, и дает организациям, составляющим отчетность по МСФО, право не составлять отчетность по национальным стандартам (ПБУ).
При обсуждении законопроекта стало ясно, что единый концептуальный подход уже выработан. С тем, что новый закон должен быть, по сути, новой системой регулирования, согласны все, даже министерство финансов. Но конкретные положения закона нуждаются в доработке. Ряд замечаний высказала начальник управления статистики цен финансов Федеральной службы государственной статистики Ирина Горячева. После принятия этого законопроекта, говорит она, наша задача может осложниться, так как в нем не прописана обязанность предприятий сдавать отчетность по единым стандартным формам. Так что собирать и сравнивать информацию о хозяйственной деятельности предприятий в результате станет просто невозможно.