В России восприняли горе и боль лондонцев как свои собственные, ведь россияне сами неоднократно становились мишенью террористов. Важно извлечь уроки из произошедших трагедий, чтобы свести к минимуму возможность новых террористических актов.
В трагедии в британской столице вновь проявились все отвратительные характерные признаки современного международного терроризма - попрание фундаментальных нравственных ценностей, презрение к ценности человеческой жизни, нарушение основополагающего права человека - права на жизнь, наглый вызов принципам демократии и свободы.
Коварные и жестокие преступники выбрали для себя самые легкие, самые "мягкие" цели - беззащитных горожан-пассажиров и ударили именно тогда, когда можно было убить максимальное их число.
Все эти признаки мы уже могли отмечать при других терактах последних лет - в Москве, Беслане, Дагестане, Нью-Йорке, Мадриде, Стамбуле, на о. Бали в Индонезии, в Израиле.
Вывод отсюда один: мировому сообществу противостоит смертельно опасный враг, с которым невозможно и бесполезно договариваться. С ним надо бороться и, главное, его надо побеждать. Это - единственный выход из ситуации.
Недальновидные политики дают террористам возможность использовать себя в своих целях да и сами порой ведут политические игры вокруг проблемы терроризма
Совершенно прав был мэр Лондона Ливингстон, сказавший в первом своем общении с прессой после терактов, что это был удар не по правительствам и президентам, а по людям, по рядовым гражданам, направлявшимся в то утро 7 июля на работу. То есть это был удар по обществу.
Соответственно, и ответ на этот и такие удары должен быть ответом всего общества.
Терроризм должен найти единый и решительный отпор со стороны и государств, и институтов гражданского общества и со стороны обычных людей.
Звучит банально, но именно в таком подходе в конце концов залог победы над терроризмом. С глобальной угрозой можно будет справиться только тогда, когда наряду с государством, силовыми структурами свою роль в антитерроре, на своих, иногда весьма специфических, антитеррористических направлениях осознают и средства массовой информации, и научные круги, и деловой мир, и образовательные институты, и религиозные организации.
Фактом является то, что пока в различных странах недостаточно срабатывают принципы ответственного освещения терактов в СМИ, нет эффективных элементов воспитания отторжения террористической идеологии в образовательных программах, малорезультативны действия религиозных иерархий, умеренного большинства верующих по изживанию в своих конфессиях проявлений экстремизма.
Лондонские взрывы не свидетельствуют о том, что предпринимаемые в мире антитеррористические меры плохи, но то, что они еще недостаточны, - это точно.
Созданы мощные структуры на мировом и региональном уровне, международно-правовые инструменты, региональные, субрегиональные и двусторонние рамки сотрудничества. Развивается информационное и, так сказать, оперативное сотрудничество с участием и правоохранительных органов, и служб безопасности, и экспертов-юристов, и дипломатов.
Прогресс достигнут в вопросах содействия наращиванию антитеррористических потенциалов стран - правовых и силовых.
Хотелось бы напомнить о том, что именно Россия внесла антитеррористическую тематику в повестку дня Совета Безопасности ООН, причем задолго до трагических событий 11 сентября. По инициативе и при активном участии нашей страны Совет Безопасности принял ряд важных решений в сфере борьбы с терроризмом, включая резолюции 1267, 1373, 1566.
Благодаря этим решениям введен в действие глобальный режим санкций против талибов, "Аль-Каиды" и связанных с ними лиц и организаций, включая террористов из Чечни. Учрежден главный координирующий орган антитеррористической коалиции - Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН. Указанные решения создали эффективные политико-правовые рамки борьбы с терроризмом, которые Россия использует в максимальной степени.
Движение вперед, конечно, есть. Пожалуй, главное - это то, что мировое сообщество в полной мере осознало грозящую ему опасность международного терроризма и объединяет свои усилия на борьбу с этим злом.
В международной повестке дня эта проблема среди других вызовов и угроз, с которыми сталкивается человечество, прочно заняла приоритетное место.
И все же, как отмечали главы стран "большой восьмерки" на саммите в Глениглсе, делается еще на этом направлении недостаточно. Сделать много больше в сфере борьбы с терроризмом можно и необходимо.
Угрозы терроризма не только системные и глобальные, но и длительные по времени. Борьба с этой угрозой должна вестись также системно. Ключевым фактором в этом плане является обмен разведывательной информацией. Очень многое зависит от создания каналов обмена информацией, баз данных и механизмов доверия. Приоритетом также является гармонизация законодательства.
Повышению доверия между специальными службами способствовали встречи руководителей органов безопасности и правоохранительных структур, которые в последние годы были проведены на территории России. Напомню, что 4 года назад в Петербурге состоялась первое такое совещание, на нем были представлены 15-20 спецслужб мира.
А в этом году в совещании в Новосибирске участвовали руководители и представители уже 70 спецслужб, а также Контртеррористического комитета ООН.
И последнее. Международные террористы не только наносят свои удары, но и пытаются внести раскол в антитеррористическую коалицию, которая сформировалась после трагедии 11 сентября 2001 года.
Эта тактика, в общем-то, понятна - ведь террористы хотя и не сдают окончательно позиций, но терпят поражения и в Афганистане, и в Чечне.
К сожалению, недальновидные политики дают террористам возможность использовать себя в своих целях да и сами порой ведут политические игры вокруг проблемы терроризма. Так, они делят террористов на "хороших" и "плохих", на беглых преступников и политических беженцев.
Сейчас как никогда перед лицом угрозы терроризма необходимы единство и сплоченность международного сообщества. После трагедии в Лондоне президент России Владимир Путин выразил надежду на то, что международное сообщество найдет в себе силы, избавляясь от каких бы то ни было двойных стандартов в оценке кровавых преступлений, сделать все для того, чтобы противостоять террору, противостоять вместе и искоренить эту "чуму XXI века" полностью и окончательно.