И как - Российское государство? Следует ли усматривать в этом акте сознательный выпад американского политического истеблишмента в адрес Кремля или речь идет просто о традиционной работе местных лоббистов, которым все равно, по какому поводу устраивать слушания: о положении в королевстве Тонга или о судебном процессе в великой державе?
На эти вопросы корреспонденты "РГ" попросили ответить российских аналитиков. Их ответы мы представляем вниманию читателей.
Эдуард Лозанский, президент американского университета в Москве:
- На слушания по делу "ЮКОСа" в одном из подразделений конгресса США, на которые приглашен единственный свидетель Леонид Невзлин, подозреваемый в нашей стране в причастности к ряду тяжких преступлений, России надо реагировать совершенно спокойно, без каких-то обид.
Во-первых, для Соединенных Штатов это нормальная практика, когда конгрессмены или сенаторы обсуждают проблемы, представляющие интерес для страны.
В том числе и по международным вопросам.
И, во-вторых, в Америке много акционеров "ЮКОСа", которые потеряли свои деньги. Отсюда и интерес к этим слушаниям.
Ну а России, вместо того чтобы заявлять какие-то протесты и устраивать демарши, пора просто научиться отстаивать свои интересы в конгрессе США и работать над своим имиджем в американских средствах массовой информации. Разумеется, в рамках законодательства Соединенных Штатов. Такая работа не требует большого финансирования, как об этом часто говорят. Достаточно группы профессионалов, которые аргументированными текстами вполне могут нейтрализовывать негативный поток информации, распространяемый недругами России.
Сергей Ознобищев, директор Института стратегических оценок:
- Если бы Невзлин был индийцем или пакистанцем или принадлежал какой-то другой нации, то сценарий подобного слушания в конгрессе США был бы схожим. Проходят они в рамках политики США по поддержке демократии во всем мире. В том плане, как ее понимают в Вашингтоне. Будем также откровенны: наша судебная система, та самая, которая была применена по делу "ЮКОСа", оставляет желать лучшего.
Слушания в конгрессе США по так называемому "делу "ЮКОСа" Москве не надо расценивать как враждебный акт. Все это надо воспринимать спокойно и не искать в этом что-то, направленное против интересов нашей страны. К сожалению, этим "больны" некоторые наши слишком политизированные депутаты, строящие на этом свой политический имидж.
И расценивать эти слушания как угрожающие российским интересам не нужно. На высоком да и на среднем политическом уровне нужно не обращать на это никакого внимания.
Неплохо было бы направить письма или обращения от наших депутатов, имеющих определенный вес на Западе. Но они должны быть предельно объективны в плане изложения российской позиции по делу "ЮКОСа" с элементами самокритики.
Такого рода деятельность смыкается с понятием лоббизма наших интересов на Западе, в частности в США. И в этом направлении наши государственные ведомства почти не работают. Только сейчас стали создаваться структуры для продвижения имиджа России за рубежом. Но не всегда они эффективны.
Надо создавать серьезный механизм продвижения наших интересов за рубежом. Кто его будет создавать? Многие наши ведомства тянут одеяло на себя. Порой в отрицательном плане. А это вопрос настолько важен, что он должен быть поставлен нашим президентом и поручен одному ведомству желательно во главе с умным руководителем. Например, нашему МИДу во главе с Сергеем Лавровым.
Камиль Бекяшев, эксперт по международному праву:
- Дело "ЮКОСа" - это исключительно внутреннее дело России, оно не имеет никакого выхода на международную арену. Руководство "ЮКОСа" обвиняется в тех преступлениях, которые предусмотрены в Уголовном и Налоговом кодексах России.
Слушания в конгрессе США по этому вопросу являются неприкрытым вмешательством во внутренние дела нашей страны. Такие действия противоречат основным принципам международного права, а именно принципу невмешательства. Этот постулат зафиксирован в Уставе ООН в Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году.
США подписались под обоими документами. Поэтому любые резолюции конгресса США по делу "ЮКОСа" будут являться противоправными и не будут иметь никакой юридической силы.
Я не думаю, что мы должны обижаться на конгресс. Обижаются только слабые, а Россия к таким не относится. Москва должна методично разъяснять, что дело "ЮКОСа" касается только России.
Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика":
- Слушания по делу "ЮКОСа" проходят в Хельсинкской комиссии, в которую входят представители сената, палаты представителей и министерств США. Эта комиссия была создана еще в 1976 году с тем, чтобы следить за исполнением Советским Союзом положений Хельсинкского заключительного акта. Эта организация всегда пользовалась известностью как антисоветская, а затем антироссийская.
Слушания по "ЮКОСу", на которые приглашается только один свидетель - Леонид Невзлин, изначально не могут рассматриваться как попытка выяснить истину.
"ЮКОС" всегда будет опережать российскую власть в американском конгрессе, потому что эта компания наняла большое количество лоббистских фирм в Вашингтоне. Именно через лоббистские фирмы организуются те или иные парламентские действия: слушания и принятие нужных резолюций.
компетентно |
В интервью "РГ" наш источник в Национальном центральном бюро Интерпола в Москве заявил:
- Недавно российская Генпрокуратура направила в Интерпол новые материалы относительно незаконной, по ее сведениям, деятельности совладельца "ЮКОСа" Леонида Невзлина. Представление российской Генпрокуратуры в Интерпол - серьезный повод для задержания бывшего российского гражданина правоохранителями любой страны-участницы международной полицейской организации. Если господина Невзлина обнаружат в Израиле, чье гражданство он получил, то препроводить в участок его должны израильтяне, если в США, куда он полетел по приглашению сенаторов, то американцы. А вот дальнейшую его судьбу местные власти могут решать по собственным законам.
Напомню, что согласно уставу Интерпола правила полицейской международной организации носят лишь рекомендательный характер, ни в коем случае не посягающий на национальные законы и порядки. Объявление иностранной прокуратурой кого-либо в международный розыск - всего лишь просьба о задержании и выдаче. При этом Интерпол не рассматривает политические, военные и расовые преступления. В "деле "ЮКОСа" и в частности объявлении в розыск Леонида Невзлина есть определенные сложности: израильтяне могут выдать своего гражданина только после решения своего же суда. Таков у них закон. До недавнего времени господин Невзлин к израильскому суду не привлекался. Сейчас, когда Генпрокуратура России объявила Леонида Невзлина в розыск по подозрению в организации заказных убийств, ситуация может измениться. Не исключено, что и американские правоохранительные органы могут пересмотреть свои позиции.
Еще раз подчеркну: Интерпол никого не задерживает и не экстрадирует. Он лишь помогает найти объявленного в розыск.