15.07.2005 05:30
Власть

Читатели "РГ" встретились с главой МИД России

Хозяин российского внешнеполитического ведомства отложил телефонный разговор с Кондолизой Райс для встречи с читателями "Российской газеты"
Текст:  Владислав Воробьев Евгений Шестаков
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3822)
В четверг впервые в Министерстве иностранных дел России прошел "День открытых дверей". Счастливчиками, для которых была немного приоткрыта завеса дипломатической тайны, оказались читатели "Российской газеты".
Читать на сайте RG.RU
Читатели Российской газеты побывали в МИДе

Но попасть 14 июля в знаменитую высотку на Смоленской площади смогли только авторы наиболее интересных вопросов к главе МИДа Сергею Лаврову. Только они получили уникальный шанс получше познакомиться с российской "дипломатической кухней". Причем как в переносном, так и буквальном смысле слова.

В два часа дня массивные двери официального входа в российское внешнеполитическое ведомство раскрылись для читателей "Российской газеты".

"Со строительством высотки на Смоленской связано несколько легенд, - объяснили сотрудники МИДа. - Вот одна из них. Первоначально, после завершения строительных работ, у здания была плоская крыша. Как-то раз, проезжая по Арбату, на это обратил внимание Сталин. И тут же, не выходя из машины, дал задание поставить над высоткой шпиль.

Из просторного вестибюля проходим в закрытую зону - столовую для сотрудников внешнеполитического ведомства. Перед входом на "дипломатическую кухню" стоит кулинарный прилавок. В этот жаркий день от него призывно тянет холодком. Сегодня мидовцам предлагают замороженные блинчики по 13 рублей и куриные котлеты по 32 рубля за 100 граммов.

В овальном зале столовой за небольшими квадратными столиками сидят немногочисленные посетители. Внешне все похоже на обычный ресторан. И только развешенные по периметру помещения огромные зеркала да необычной формы, похожие на цветки лилий, колонны выдают высокий статус учреждения.

Нам повезло - руководство МИДа согласилось показать читателям "РГ" расположенную на 21-м этаже смотровую площадку министерства. Впрочем, даже не площадку, а узкий балкон, с которого открывается потрясающий вид на Москву. Лифтер торжественно нажимает блестящую кнопку скоростного подъемника. На табло мелькают красные цифры этажей и слегка закладывает уши. Всего несколько секунд, и мы на месте.

Под внимательными взглядами охраны идем на площадку. Едва слышно поскрипывает покрытый ковровой дорожкой паркет. На потемневших от времени дверях блестели таблички с названиями отделов.

Через видавшую виды балконную дверь выходим на площадку 21-го этажа. Где-то далеко внизу лениво ползут по Садовому кольцу кажущиеся отсюда крошечными машины. Пускает солнечные зайчики стеклянная крыша Смоленского пассажа. Читатели "РГ" охотно делали фотографии.

На третьем этаже МИДа расположен справочно-информационный центр министерства. За темными деревянными пюпитрами несколько посетителей листают газеты. При нашем появлении они удивленно поднимают глаза - в этом месте экскурсии, подобно нашей, большая редкость.

Святая святых библиотеки - книжный фонд. На расположенных у входа стеллажах читателей "РГ" первыми встречают белые корешки многотомной энциклопедии "Британика". Прямо под ними темнеют десятки томов годового дипломатического сборника Франции. Беру наугад ближайшую книгу - это сборник выступлений французских дипломатов за 1911 год.

Но есть в мидовской библиотеке и уникальные издания. Как, например, ежегодники внешнеполитического ведомства Российской империи, которые первоначально издавались на французском языке. И только с 1908 года дипломаты полностью отказались от французского языка при подготовке такого рода справочной литературы.

Увидели читатели "РГ" и проект приказа 1913 года "Об отпуске средств на постройство" российского посольства в Вашингтоне. В мидовском музее им показали не менее любопытные документы. Машинку, на которой печатались во время Великой Отечественной войны все дипломатические документы. И один из самых старых документов музея - Договор между Россией и Польшей от 1686 года о "вечном мире". Чуть поодаль хранится распоряжение Николая I о допуске Александра Сергеевича Пушкина к архивам Коллегии иностранных дел.

После музея читателям "РГ", а их в итоге оказалось 12 человек, хотя свои вопросы в редакцию прислали около 200 человек, показали еще одну "достопримечательность" внешнеполитического ведомства - галерею портретов бывших министров иностранных дел России на седьмом этаже. И даже завели в зал, где проходят коллегии МИДа. Именно здесь на покрытом зеленом сукном столе, под тяжело нависшими хрустальными люстрами, обсуждаются важнейшие внешнеполитические вопросы.

Но все же несомненной кульминацией встречи стала встреча с читателями "РГ" министра иностранных дел Сергея Лаврова. Глава МИДа общался со своими гостями за чашечкой чая в зале, где обычно проходят встречи министра с главами иностранных делегаций. Так что стены этой комнаты слышали немало дипломатических тайн. Но на этот раз Сергей Лавров предпочел открытый диалог с читателями нашей газеты. И при этом, отвечая на вопросы, сделал несколько программных заявлений. В частности, министр подробно остановился на отношениях России и Молдавии, реформе ООН, вступлении России во Всемирную торговую организацию, а также остановился на судьбе мирного договора с Японией.

Дав в течение более чем часа максимально подробные ответы на вопросы читателей "РГ", министр извинился, что не может уделить гостям больше времени. "Меня ждет к телефону госсекретарь США Кондолиза Райс", - объяснил он.

И тем не менее задержался еще на несколько минут, чтобы оставить свою роспись на свеженьком подарочном номере "Российской газеты" с фотографией всех участников акции. Специально для этого в боковом крыле высотки на Смоленской "РГ" организовала выездную компьютерную верстку газеты.

Полный текст встречи Сергея Лаврова с читателями "Российской газеты" будет опубликован в одном из ближайших номеров "РГ".

Из первых уст

На встрече с читателями "РГ" Сергей Лавров сделал немало важных заявлений. Вот некоторые из них:

Об интересах России на постсоветском пространстве

Россия не претендует на монополию на пространстве СНГ, но хочет, чтобы ее интересы там уважались. Мы воспринимаем эту территорию как связанную с нами кровными узами и в культуре, и в экономике, и по родственным связям. Это не наше в том смысле, что мы должны это забрать, но это наше, поскольку у нас болит сердце за то, что там происходит, и за то, как там обращаются с русскими.

О вступлении в ВТО

Без вступления в ВТО Россия не сможет стать частью международной экономики и решать проблему конкурентоспособности своей продукции. Альтернативы этому вступлению нет. Для России главное - качество вступления в организацию. Важно подписать протоколы, связанные со вступлением, исходя не из цели вступления как таковой, а для того, чтобы нас устраивало то, что страна получила от этого шага.

О реформе ООН

Россия выступает за расширение состава Совбеза ООН, но на основе широкого согласия. Однако сейчас такого согласия нет. А поскольку его нет, то голосование по кандидатурам новых членов Совбеза ООН могло бы привести к расколу организации. При этом Россия готова поддержать любой вариант, ведущий к максимально возможному компромиссу.

О переговорах с Японией

Каких-либо предложений по мирному договору мы не готовим. Мы живем без мирного договора, и это не является препятствием для развития всестороннего сотрудничества. Вместе с тем к предстоящему визиту президента России в Японию российская сторона вместе с японскими коллегами работает над документами, которые касаются достижения практических договоренностей по развитию экономического и торгового взаимодействия. Параллельно мы будем продолжать диалог о решении вопроса по мирному договору.

Об отношениях с Молдавией

Создается впечатление, что в Молдавии взяли курс на экономическое удушение Приднестровья и решение этой проблемы немирным, неполитическим путем. Вина за нерешенность приднестровского конфликта лежит не на Москве. Если бы не было подрыва меморандума Козака (меморандум, подготовленный в 2003 году при участии Дмитрия Козака. - Ред.), то мы сейчас могли бы наблюдать завершение вывоза из Приднестровья российских боеприпасов и вывод тех 500 военнослужащих, которые их охраняют.

Госуправление МИД "Российская газета"