18.07.2005 04:00
Общество

Столичные власти разработали миграционную программу

Столичные власти разработали миграционную программу. Но держат ее в секрете
Текст:  Елена Домчева Татьяна Смольякова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3823) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3824)
Читать на сайте RG.RU

Несколько дней назад первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова презентовала доклад, подготовленный Советом по вопросам управления и развития "Приоритетные цели и задачи миграционной политики в Москве". Поскольку презентация состоялась уже после того, как программа была принята, логично предположить, что оба документа, по крайней мере, не противоречат друг другу. Итак, основные выводы и рекомендации доклада.

Правоохранительные органы в состоянии решить лишь узкую часть миграционных проблем - бороться с нарушениями законодательства. И даже с этой задачей они справляются плохо. Между тем миграция затрагивает все сферы жизни города, от демографии и рынка труда до здоровья населения, транспорта, общественной морали. Эти вопросы никак не вписывается в компетенцию МВД, под крылом которого оказалась миграционная служба. Основной недостаток управления миграционными процессами, по мнению экспертов, - смешение двух совершенно разных задач, требующих разных подходов. Это обеспечение безопасности и само регулирование трудовой миграции. В планах столичных властей первую задачу оставить в ведении силовиков, а вторую отдать новой службе, которая проводила бы постоянный анализ ситуации по всему ее спектру, самостоятельно осуществляла бы практическую деятельность по привлечению необходимых городу мигрантов.

Нелегалы - очень болезненная для столицы тема. Только по официальным данным, ежегодно в столицу приезжают на заработки несколько десятков тысяч гастарбайтеров и несколько сотен тысяч работников из российских регионов. По неофициальным данным, в городе их больше миллиона. Учитывая особую ситуацию в городе, столичные власти хотят включить в Концепцию государственной миграционной политики отдельный раздел, определяющий полномочия Москвы как столичного мегаполиса по регулированию процессов миграции. Что касается конкретных действий в отношении нелегалов, похоже, в программе мы найдем предложения по легализации (амнистии) части нелегальных трудовых мигрантов, способных принести пользу экономике Москвы. По крайней мере, в докладе об этом говорится абсолютно прямо.

Но к легализации надо готовиться не только законодательно. Нужно создать для мигрантов нормальные социально-бытовые условия. Другими словами, обеспечить их жильем, питанием и медицинской страховкой. Для этого планируется построить сеть специализированных гостиниц с упрощенной системой регистрации. Как показывают соцопросы, проблемы с жильем испытывают почти все мигранты. Сегодня живут там же, где и работают, 27 процентов опрошенных работяг, снимают жилье с другими мигрантами 19 процентов, живут у друзей и родственников 15 процентов, в общежитиях - 13 процентов, в вагончиках - 12 процентов. Отдельное жилье снимают лишь 11 процентов гастарбайтеров.

Дальше. Городские власти хотят создать пункты регистрации всех приезжих на автобусных станциях, вокзалах, в аэропортах и на автотрассах при въезде в город. Ужесточить контроль за выплатой заработной платы мигрантам - она должна быть не ниже прожиточного минимума. Сделать свободным доступ иностранных рабочих в поликлиники. И самое главное - разработать и ввести специальную трудовую карту, с помощью которой мигрант сможет на законных основаниях работать в столице. Этот документ иностранный гражданин сможет сам купить в банке по направлению фирмы, в которой он работает. Кстати, это давнишняя идея нынешнего главы ФМС, которую на ура воспринимают и многие экономисты, и сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ.

Однако все эти замечательные планы могут осуществиться только тогда, когда будут внесены поправки практически во все законы, регулирующие сегодня миграцию, в Бюджетный кодекс РФ и другие акты. Возможно, осторожность московских властей, не спешащих обнародовать свои грандиозные миграционные планы, обусловлена как раз этим. И еще тем, что это ведь не первая попытка Москвы навести в столице порядок по своему разумению. Прежние попытки заканчивались неудачно: Москве указывали ее место - место одного из регионов. На сей раз столица подстраховалась Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, в которой предусмотрено, что должны разрабатываться региональные миграционные программы с учетом конкретной миграционной ситуации в регионе. Поможет ли?

Миграция Занятость ЦФО Правительство Москвы