19.07.2005 01:00
Культура

Игорь Бутман исполнил "Песенку о лете"

Игорь Бутман играет детские песни
Текст:  Дмитрий Абаулин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3824)
Читать на сайте RG.RU

Столичную публику подобная замена не слишком смутила, и жарким субботним вечером практически все столики в зале оказались заняты. Удивляться не приходится: всероссийская известность Игоря Бутмана, подтвержденная недавно Государственной премией, не имеет себе равных. Талант музыканта в сочетании с организаторскими способностями сделали Бутмана русским воплощением джаза.

При этом музыка, которую играет Бутман, не так уж проста. Сочный, "горячий", как говорят в Америке, звук саксофона несколько неожиданно сочетается со сложными гармониями, не дающими расслабленно развалиться в кресле. Если уж взялся слушать, то слушай внимательно. К тому же Бутман почти не играет джазовых стандартов, знакомых всем и каждому. Вот и темы Ленни Уайта, Херби Хэнкока и Кэннонболла Эддерли, ставшие основой для ярких импровизаций Бутмана и его коллег на этот раз, никак не назовешь избитыми.

Еще более неожиданным выбором стало обращение музыкантов к отечественной кладовой мелодий. Сначала прозвучал "Вокализ" Рахманинова, деликатно аранжированный контрабасистом квартета Бутмана Виталием Соломоновым. Этот музыкант воплощает в ансамбле лирическое начало, что довольно неожиданно для представителя ритм-секции. Взаимодействие двух полярных темпераментов делает звучание квартета разноплановым. Лирический вальс, сочиненный Соломоновым, в саксофонном соло может получить сверхзвуковое ускорение, а запущенная лидером квартета лихая русская плясовая становится в объятиях контрабаса более плавной и рассудительной.

Второе отделение началось с композиции, которую Игорь Бутман объявил как русский ответ Summertime Джорджа Гершвина. Им оказалась "Песенка о лете" из мультфильма "Дед Мороз и лето". Мультипликационную серию продолжила тема из "Ну, погоди!", под которую шли титры каждой очередной серии отечественной саги о волке и зайце с ее знакомым всем бодрым финальным "Трам-пам-пам". Сейчас квартет готовится записать целую "мультипликационную" пластинку, и весьма вероятно, что на ближайших концертах можно будет услышать еще что-то знакомое с детства. А саксофон Игоря Бутмана тем временем запел про голос из прекрасного далека. Это была уже вторая в этот вечер детская песня Евгения Крылатова ("Песенка о лете" также принадлежит этому замечательному композитору), превратившаяся в исполнении квартета в восхитительную лирическую балладу.

Под занавес вечера на сцене появились два гостя, приехавшие на неделю в Москву: американская певица Дженн Паркер и живущий в США барабанщик Олег Бутман, сменивший на время за ударной установкой Эдуарда Зизака. Их участие в концерте стало не только анонсом концертов, которые пройдут в Le Club с 19 по 23 июля, но и наглядной демонстрацией умения хороших музыкантов понять друг друга с полуслова.

Джаз