22.07.2005 03:00
Общество

Как журналисты оклеветали Спартака Мишулина

Спартака Мишулина ранили не пулями, а словом
Текст:  Сусанна Альперина Татьяна Хорошилова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3827)
Читать на сайте RG.RU

Вчера в Московском театре Сатиры прошло прощание с народным артистом России Спартаком Мишулиным. Затем - гражданская панихида и похороны на Ваганьковском. Спартак Мишулин - любимец не одного поколения наших людей - скончался в ночь на 17 июля после операции на сердце. Артисту шел 80-й год, он строил планы...

Прощаясь со Спартаком Васильевичем, каждый подумает о своем. Один вспомнит Карлсона, другой - Саида из "Белого солнца пустыни", третий - пана Директора из "Кабачка "13 стульев". Я же - о том, что непроизвольно, случайно - так получилось - успела при жизни попросить у него прощения за тех, кто должен был это сделать.

В середине марта этого года я познакомилась с Мишулиным лично. Правда, повод был не совсем веселый: нас пригласили участвовать в передаче радиостанции Свобода, посвященной проблеме журналистской этики вообще и неприятному инциденту, произошедшему со Спартаком Васильевичем, в частности. Спартак Мишулин пришел на передачу с папкой в руках и за несколько минут до того, как мы прошли в студию, показал мне ее содержимое. В папке, помимо документов, была его история болезни.

- У меня больное сердце. Не до всего этого, - посетовал он.

...Ведущая программы "Час прессы" начала с самой сути вопроса.

Из стенограммы: "Знаменитому актеру Спартаку Мишулину и эстрадному исполнителю Владу Сташевскому грозит три года за вымогательство", "Главного Карлсона России Спартака Мишулина пытаются обвинить в захвате заложника", "Спартака Мишулина обвиняют в насилии над мирным хабаровчанином", "Лучшему Карлсону всех времен и народов Спартаку Мишулину грозят тюремным заключением" - такие заголовки в конце февраля обошли почти все ведущие российские газеты. А заметки, которые публиковались под этими заголовками, были широко растиражированы в региональной прессе, в газетах стран СНГ и, разумеется, в Интернете. Вся эта история дорого обошлась нервам и здоровью Спартака Васильевича Мишулина..."

Далее шел рассказ о том, как подавала случай на гастролях одного из московских театров одна из центральных российских газет, материал из которой позже перепечатало великое множество изданий. Он назывался "Карлсон разбушевался", а подзаголовок был "Спартака Мишулина заподозрили в незаконном лишении свободы".

Суть этой публикации сводилась к тому, что "Прокуратура Центрального района Хабаровска завершила предварительную проверку инцидента с участием артистов московского театра "Русская школа", произошедшего в день завершения их дальневосточных гастролей. Сотрудник компании - организатора гастролей заявил в прокуратуру, что народный артист России Спартак Мишулин и его товарищ по "Русской школе" Влад Сташевский насильно удерживали его до получения ими 100 тысяч рублей".

Еще одна из центральных газет назвала свою статью "Карлсон" пролетел" с подзаголовком "Спартаку Мишулину грозят тюремным заключением", а местная хабаровская газета завершила свою публикацию биографическими справками об обоих участниках событий. Причем биография Спартака Мишулина в изложении журналистов выглядела так: "Мишулин Спартак, 1926 г.р. Родился в Москве. Народный артист РСФСР. Главные роли - Саид (к/ф "Белое солнце пустыни"), пан Директор (т/ф "Кабачок "13 стульев"), Карлсон (спектакль "Малыш и Карлсон"). Имеет судимость, отсидел 5 лет в конце 40-х годов".

О своей судимости, которую в принципе никогда и не скрывал, Спартак Васильевич рассказал слушателям так:

Из стенограммы: "Спартак Мишулин: Судимость была, но снята давно. Была судимость за то, что я писал свои рассказы на портрете Иосифа Виссарионовича Сталина. Это случилось по доносу. Я несколько раз выступал по телевидению и показывал этот портрет. Этот портрет у меня сохранился. Но судимость снята. Она никакого отношения к этому не имеет".

А потом Спартак Васильевич рассказал о случившемся со своей точки зрения. По его словам, на гастролях артистам не обеспечили ни нормальных бытовых условий, ни обратных билетов. Так, что, отыграв положенные спектакли, они просто оказались на улице. После чего, возмущенные обманом, они действительно поехали к губернатору, но никого при этом в заложники не захватывали: просто попросили водителя, чтобы он их отвез в здание местной администрации. И их проблемы с возвращением в столицу были решены. О том, что на него подали в суд, Спартак Мишулин узнал именно из газет. И что его особенно возмутило, так это некорректные способы подачи материала.

Из стенограммы: "Спартак Мишулин: Там (в газете. - С.А.) большой портрет Карлсона, "Карлсон разбушевался". Уж если кто разбушевался, так Мишулин, тогда сажайте Мишулина. При чем здесь Карлсон? Зачем убивать такой образ в сознании детей?"

И дальше: "Если вы посмотрите на фотографию во всю страницу, они сняли меня в новой премьере, где я выхожу с детьми и грущу о том, что уже возраст не тот. Ведь они специально подобрали, потому что при черно-белом изображении я там суровый, как бандит какой-то, а я просто грущу. Они же, фотографы, не взяли такого веселого Карлсона, а взяли того грустного, ожесточили его".

...А дальше мне пришлось отвечать на вопрос о том, как "Российская газета" освещала эту историю. К счастью, мои коллеги оказались на высоте и не стали создавать из случившегося дешевой сенсации.

Преподаватель журфака МГУ Галина Викторовна Лазутина - специалист по вопросам журналистской этики, пришедшая на запись передачи чуть позднее, выслушав всю историю, сказала единственно верные и уместные в данной ситуации слова: "Во-первых, я от лица нашей журналистской братии хочу принести извинения Спартаку Васильевичу".

И я благодарна судьбе, что, даже не осознав еще до конца сути конфликта, тут же сказала: "Присоединяюсь от имени коллег". Ведь на самом деле дело не в том, что случилось в Хабаровске, и даже не в пресловутой журналистской этике, про которую многие мои коллеги предпочитают говорить, что ее, как таковой, не существует. Суть, как ни банально это звучит, в том, что в погоне за славой, а особенно - за деньгами - порой наши люди не берегут никого - будь то известный артист или простой человек. Что мы не жалеем, не ценим наших звезд при жизни, зато после того как они покинут нас, не скупимся на красивые речи.

Слышали бы вы, как взволновала эта передача радиослушателей. Сколько было звонков! Какие теплые слова говорили люди Спартаку Васильевичу. Сколько поддерживающих сообщений пришло на электронный адрес программы. Вот два из них: "Спартак Васильевич, мы ни на минуту не усомнились в вашей честности и порядочности. Желаем вам мужества и терпения, чтобы вынести еще одну провокацию журналистов. Преподаватель литературы госуниверситета Григорьева Нина Павловна". Николай Александрович из Санкт-Петербурга: "Здравствуйте. Я только хотел сказать: простите нас, Спартак Васильевич".

Однако представьте себе, чего стоит человеку с больным сердцем на 80-м году жизни просто пережить такую ситуацию. Мы договорились со Спартаком Васильевичем об интервью. Обменялись телефонами. Мы в "РГ" пытались найти ему адвоката - он хотел подать встречный иск. Не успели...

А теперь, после того как пришло известие о неудачной операции, о том, что сердце Мишулина не выдержало, особенно больно перечитывать слова артиста:

Из стенограммы: "Спартак Мишулин: Старшее поколение, которое пережило войну, пережили трудности: "Я что, в свои 80 пойду душить этого администратора? У меня сердце заходится, я на грани шунтирования. Вы знаете, что это такое? Только моя сила воли заставляет меня работать. Как я могу на кого-то кинуться? Меня утром вывели на мороз из гостиницы - у меня схватило сердце, а не какой ни насморк. Какие 100 тысяч? Почему прокурор меня не спросил? Почему ее-то, администратора, не разбирают?"

Когда говорят о том, что слово ранит, часто забывают о том, что это не просто красивая фраза. Ранит, и еще как. Действительно, можно себе только представить, что такое для почти 80-летнего человека с больным сердцем подняться и совершить тяжелый перелет, дабы зрители Дальнего Востока смогли увидеть спектакли, на которые вряд ли попадут в Москве. Перенервничать после гастролей и попасть в совершенно неприглядном виде на страницы центральной и местной прессы...

Простите нас, Спартак Васильевич.

   И еще факт

Последняя роль Спартака

В театре Сатиры время отпусков. Театр пуст. Только перед витриной с фотографией Спартака Мишулина - живые цветы. На стенде объявлений - телеграммы соболезнования:

"...С глубоким прискорбием воспринял весть о кончине выдающегося актера театра и кино. Он был образцом преданного служения искусству и своему народу. Роли, сыгранные актером, составляют золотой фонд отечественного театра... Министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов".

Коллектив театра "Современник" и Галина Волчек написали: "Блистательный артист, художник, чье творчество многие годы было отдушиной для зрителей".

Алла Сурикова: "Мне будет очень не хватать человека с гордым именем Спартак и ласковой фамилией Мишулин".

Последней его ролью была роль писателя Костожогова в комедии "Козленок в молоке" по роману Юрия Полякова.

Рассказывает режиссер фильма Кирилл Мозгалевский: "История нашего нового времени обычно изображается трагически. А здесь - смех, сатира, что и вызывает часто недоумение... Актер Спартак Мишулин сыграл роль писателя, прообразом которого был А. Солженицын. Спартак признавался, что внешняя схожесть не так уж важна, что играть Солженицына для него большая честь.

К его 80-летию театр Сатиры готовил спектакль по Пушкину "Метель", где он должен был сыграть главную роль..."

Образ жизни Кино и ТВ