22.07.2005 04:02
Власть

О чем президент говорил с правозащитниками

Текст:  Татьяна Владыкина Наталья Лебедева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3828)
Читать на сайте RG.RU

На встрече президента России с представителями общественных организаций, прошедшей в эту среду, был поднят ряд проблем о диалоге государства с обществом и его представителями. Своими впечатлениями о диалоге на самой встрече, с корреспондентами "РГ" поделились лидеры известных общественных организаций.

Встреча состоялась, уже хорошо

Людмила АЛЕКСЕЕВА,
ГЛАВА МОСКОВСКОЙ ХЕЛЬСИНКСКОЙ ГРУППЫ:

- Сам факт, что эта встреча состоялась, - уже очень хорошо. Президент должен общаться с представителями гражданского общества. Это уже третья встреча. Первая и вторая были с интервалом в год, а здесь прошло целых полтора года, и мы ее ждали. Конечно, встревожило замеченное всеми журналистами высказывание президента, что мы не позволим финансировать политическую деятельность из-за рубежа. Это совершенно справедливо. Но встревожило не само заявление, а то, что оно было сделано не перед лидерами политических партий, а перед нами. У человека есть социальные, экономические, гражданские, политические права, и они все одинаково важны. Защищать политические права - это правозащитная работа. Например, отслеживать честные выборы - это политическая деятельность? Я считаю, нет, потому что никакого кандидата мы никогда не поддерживаем. Как граждане мы можем кому-то отдавать приоритет, когда идем голосовать, но когда мы работаем как правозащитные организации, мы должны следить, чтобы Закон о выборах был соблюден, чтобы они были честными и со стороны власти, и со стороны граждан, и со стороны всех политических партий. С моей точки зрения, это необходимая деятельность по защите очень важных прав наших граждан. Вот интересно, как это с точки зрения президента?

Мы будем работать и без денег

Валерий АБРАМКИН,
ДИРЕКТОР ЦЕНТРА СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМЕ УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ:

- Лично мне очень приятно было то, что президент не забыл поздравить Людмилу Алексееву с днем рождения и вручил ей букет цветов. Поскольку я сидел рядом, то слышал, как он сказал ей: "Рад, что судьба свела меня с таким человеком".

Встреча длилась больше, чем планировалось. Журналисты присутствовали всего полтора часа, и поэтому в СМИ попали темы, которые обсуждались в это время. Главные же для меня темы обсуждались позже. Например, одной из главных тем, которая волновала правозащитников и членов Совета, был приказ о том, как должны действовать сотрудники МВД в критических ситуациях.Совершенно безобразный приказ - я его читал несколько раз внимательно. Там очевидные правовые безобразия. Президент сказал, что он согласен и с нашей оценкой, и с мерами, которые мы предлагаем.

Тема же финансирования общественных организаций - не самая главная. Мы не занимаемся никакой политикой исторически - и в 60-е годы не занимались, и в 70-е. И никто из старых правозащитников (ну может, кроме Сахарова и Ковалева) принципиально не пошли во власть. И Запад ли дает гранты, фонд ли при президенте - нам это абсолютно неважно. Мы будем работать и без денег, неважно западных ли, отечественных. Конечно, хотелось бы, чтобы бедствующим людям помогали все-таки богатые люди из России. Я вспоминаю свое детство, у нас была такая игра: в ладонь набирался песок - "сколько ем, сколько пью - столько нищим отдаю". Хорошо бы, чтобы нынешние богатые люди вспомнили глубинные основы нашей российской культуры - отдавать больше бедным. Мы были бы рады не получать денег с Запада, но, к сожалению, ситуация такая, что мало кто это понимает.

Меня лично беспокоит та кризисная ситуация, которая сложилась в местах лишения свободы. Мало кто понимает, что она может закончиться взрывом. Поэтому нужно принимать немедленные меры по снижению напряженности. Одна из таких срочных мер - это амнистия, которая позволит компенсировать последствия той издевательски малочисленной амнистии, которая была объявлена Государственной Думой накануне Дня Победы. И вроде бы президент согласился с нами в отношении амнистии, министерство юстиции тоже поддерживает. Мы были услышаны.

Мы за экологически ответственный бизнес

Алексей ЯБЛОКОВ,
ПРЕЗИДЕНТ ЦЕНТРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ:

- Я всю жизнь занимаюсь экологией. Последние 20 лет работаю в общественных организациях и не знаю ни одной общественной организации, которая бы отстаивала какие-либо западные интересы. Все российские общественные организации отстаивают именно российские интересы. Порой мы выступаем против отдельных российских компаний: нефтяных, газовых, транспортных, но во всех этих случаях мы считаем, что действуем в интересах России, потому что видим долгосрочные опасные последствия разных проектов.

Путин говорил вчера о двух проектах: о порте "Приморск", который построен к северу от Питера, и Дальневосточном нефтепроводе, который идет из Центральной Сибири к Тихому океану.

Приморск, на мой взгляд, опасный порт. Говорят, что он замечательно построен и там очень чисто. Я этому не верю. Мы построили порт и одновременно уничтожили лаборатории, которые вели наблюдение за нефтяными загрязнениями. После этого, конечно, можно говорить, что порт чистый, потому что нет объективных данных. Но эта часть Балтики очень экологически уязвима.

Нефтепровод на Дальнем Востоке, безусловно, необходим. Нефтяные и газовые резервы надо использовать рационально. Но это нужно делать экологически безопасным способом. Нельзя проводить трубу рядом с Байкалом. Байкал дороже нефти. А сейчас, даже после того, как маршрут был скорректирован, труба идет всего в двух километрах от Байкала. Куда это годиться? Это же сейсмоопасная зона. Там землетрясения происходят раз в десять лет. Зачем нам ставить под угрозу Байкал? Вторая проблема - конец трубы, а именно бухта "Перевозная". Экологическая экспертиза, которая дала положительное заключение, была отменена судом. Суд по Приморскому краю рассмотрел все наши представления и пришел к выводу, что экологическая экспертиза нарушила закон. По закону она не имела права давать положительное заключение. Это не только наша позиция, это решение суда: нельзя, чтобы эта труба проходила через особо охраняемые природные территории. Видимо, надо будет вести трубу в Находку, а не в бухту "Перевозная". И ничего страшного в этом нет. Мы выступаем за экологически ответственный бизнес. За бизнес, который думает о будущем России, вот суть нашей позиции.

Регионы Президент