Началось с ночного преследования дагестанскими милиционерами в селении Инчхе подозрительных "Жигулей". Уходя от погони по самой оживленной транспортной артерии Дагестана - трассе Ростов-Баку, двое преступников стали отстреливаться. В результате два сотрудника милиции, в том числе начальник ГАИ райцентра Избербаш Камиль Омаров погибли.
Еще больше пострадавших оказалось утром от теракта в Хасавюрте. Там взлетел на воздух милицейский "УАЗ", в котором находились шесть сотрудников мобильного отряда МВД России. Взрыв прогремел всего в 500 метрах от здания Хасавюртовского РОВД. Водитель и пять милиционеров получили ранения.
В том же Хасавюртовском районе вчера ночью неизвестные обстреляли из гранатомета электроподстанцию "Акташ" на окраине селения Могилевское. Лишь из-за неосведомленности террористов удалось избежать крупных неприятностей. Преступники выстрелили в огромную цистерну, расположенную на территории подстанции. Расчет был на усиление взрыва от детонации содержимого цистерны. План не сработал лишь потому, что в цистерне оказалось три тонны масла. В итоге никто не пострадал, а ущерб подстанции оценивается в 30 тысяч рублей.
Но эти случаи - явно не последние. Например, вчера в Грозном задержали боевика, у которого обнаружили два компакт-диска с кодированным списком стратегически важных объектов на территории России. По данным МВД, задержанный воевал в Чечне в 1999-2000 годах под руководством Мовсаева и уже попадал в оперативные сводки как один из организаторов теракта на таком объекте. Установлено, что он участвовал в выпуске печатных изданий экстремистского толка по указанию скрывающегося за пределами России известного криминального бизнесмена Хож-Ахмеда Нухаева.
Кстати, известно, что Нухаев, которого недавно объявили в розыск, давно живет по соседству с Дагестаном - в Азербайджане. Но приписывать только ему "заслуги" в организации всех последних терактов в Дагестане было бы наивно. "РГ" уже не раз писала о том, что разгул криминалитета в республике имеет свои специфические корни и черты. Обострение криминогенной ситуации связано здесь прежде всего с обострением борьбы за власть.
Но резко возросшее в последнее время число терактов говорит и еще об одном. За Дагестан террористы принялись всерьез и с высоким профессионализмом. Что не под силу разрозненным группам горцев, попавшим под влияние ваххабизма. Последние события в Дагестане все настойчивей подводят к мысли о том, что террористические атаки здесь становятся все более осмысленными и стратегически скоординированными.
Как сообщили специальному корреспонденту "РГ" источники, близкие к бывшему руководству так называемого сопротивления Чечни, в Дагестан перебрался Шамиль Басаев. Именно он в последнее время пытается объединить под единым знаменем боевиков из известных сильными ваххабитскими настроениями Цумадинского и Кизилюртовского районов, а также оппозиционных Хасавюртовского и части Кизлярского районов.
Эта версия выглядит правдоподобной еще и потому, что в самой Чечне Басаеву уже давно стало тяжело - его подельников старейшины сел вытесняют даже из родного Ведено. Да и кто остался у Басаева в Чечне? Доку Умаров? А вот в соседнем Дагестане реакционно настроенные силы истосковались по большим делам. К примеру, банда Раппани Халилова и осиротевшая недавно армия Расула Макашарипова. Я не оговорился - Макашарипов действительно за последний десяток лет сколотил даже не взвод и не роту своих единомышленников. Вот где Басаеву раздолье, тем более он в республике не чужак, сам имеет дагестанские корни. Да и поход на Дагестан в 1999 году уже предпринимал - после длительных согласований с местными оппозиционерами...