Словом, ни отмывания денег, ни бегства от налогов. Например, чтобы получить право на работу в промышленной ОЭЗ и, соответственно, получить преференции, компания должна в первый же год инвестировать не менее одного миллиона евро, а в течение последующих 10 лет (а это максимальный срок действия договора) - не менее 10 миллионов евро.
Особая экономическая зона (ОЭЗ), которую нередко называют "свободной экономической зоной", - это определяемая правительством часть территории Российской Федерации со специальным режимом для предпринимательской деятельности. В свободной зоне действует особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы. Управление президент своим указом возложил на новый орган государственной власти - Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с указом новое агентство будет образовано в трехмесячный срок.
ОЭЗ создаются на 20 лет, и срок их существования продлению не подлежит. Закон предполагает создание технико-внедренческих и промышленно-производственных зон - для реализации научных проектов и, соответственно, для развития промышленного производства. Промзонам будет отводиться площадь в пределах 20 кв. км, а "технопарки" будут располагаться на территории площадью не более 2 кв. км.
Закон гарантирует участникам налоговые льготы. Во-первых, на первые пять лет резиденты обоих типов зон освобождаются от налога на имущество и земельного налога. В промышленно-производственных зонах помимо этого разрешается применять повышающий (удвоенный) коэффициент по амортизационным отчислениям и без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР. Для технико-внедренческих зон предусмотрена максимальная ставка ЕСН на уровне 14 процентов. Наряду с этим регионы и муниципалитеты смогут предоставлять еще и свои льготы.
По закону резиденты ОЭЗ не могут иметь обособленных подразделений вне зоны, поэтому, скорее всего, в ОЭЗ будут работать в основном вновь созданные организации. Однако главное условие для резидентов промышленно-производственных зон - это инвестирование в производство не менее 10 миллионов евро, а в первый год - не менее 1 миллиона евро. Помимо этого, предполагаемый резидент должен представить бизнес-план с заключением банковской или финансовой организации. Для участников технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена.
Один из самых интересных вопросов - как будут отбираться площадки для ОЭЗ. Инициатива должна исходить от регионов и муниципалитетов. Критериями отбора площадок станут наличие сырьевой базы, необходимых трудовых ресурсов и пр. А главное, будет решаться вопрос - не нарушается ли при открытии зоны экономическая стабильность регионов-соседей - в смысле перетекания капитала и производства.
Территориальный орган при Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ - это та структура, которая будет управлять территорией отдельно взятой ОЭЗ. В его функции входит регистрация юридических лиц в качестве резидентов, ведение реестра участников зоны, а также контроль за соблюдением резидентами условий работы в ОЭЗ. Специальный совет при территориальном органе будет рассматривать заявки от потенциальных инвесторов, оценивая, какую пользу их проекты могут принести экономике.
Компетентно |
Новый закон об ОЭЗ прокомментировала "Российской газете" помощник министра экономического развития и торговли Марина Овсянникова:
"Безусловно, важны налоговые преференции, но и очень важно снижение иных издержек, связанных с административными барьерами, созданием инфраструктуры. Для снижения административной нагрузки для субъектов экономической деятельности предусмотрен "принцип одного окна". Реализация этого принципа будет осуществляться путем делегирования ряда полномочий федеральному органу исполнительной власти - Федеральному агентству по управлению ОЭЗ. Кстати, "принцип одного окна" принят и в других успешных особых свободных зонах - Китая, Сингапура и пр. Например, В Китае в одном из "технопарков" существует один большой зал, где сидят представители всех служб - таможни, строительных организаций и пр. и есть офис-менеджер, с которым потенциальный резидент обходит все "окошки". А самое главное, оценивает работу всех служащих и заполняет соответствующую анкету.
Что же касается инфраструктуры - то, в соответствии с законом, это исключительная прерогатива государства, которое уже запланировало выделить на ее организацию определенную сумму. Если вернуться к международному опыту, то и в китайских "особых экономических районах" транспортной и прочей инфраструктурой занимается исключительно государство. Кроме того, оно ведет в зоне типовую застройку, предлагая помещения потенциальным резидентам.
Естественно, что для работы в ОЭЗ нужны квалифицированные кадры, причем в большом количестве. На мой взгляд, именно человек решит здесь все. И когда не будет хватать людей - от рабочего до инженера - тут-то и начнутся загвоздки. Поэтому нам надо перенимать мировой опыта подготовки, переподготовки и повышения квалификации таких специалистов. Нормальный путь для ликвидации кадрового голода - и легальная миграция. Что же касается технико-внедренческих зон, то мы предполагаем их организовывать там, где есть хорошие образовательные школы и научные учреждения - это Новосибирск, Томск, где представлены многие научные и инженерные специальности. Любой город, где с этим нет проблемы, - Москва, например.
Заявка на создание ОЭЗ подается в правительство, а потом начинается конкурсная процедура, которой будет заниматься, скорее всего, Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, которому и будет поручена организация конкурсных процедур. Территории рассматриваются на предмет инвестиционной привлекательности: оцениваются уровень развития инфраструктуры, планируемые мероприятия по ее развитию, наличие необходимых кадров. Но при прочих равных условиях решение остается за правительством.
Прежде всего зоны будут создаваться в депрессивных регионах для поднятия экономики, это будут точки роста региона. Однако создать ОЭЗ, например в Чечне, на мой взгляд, не очень реально - с учетом обстановки в республике. Однако, как и любой субъект Федерации, она может принимать участие в конкурсе. Но пока заявки от Чеченской Республики у нас нет.
Между тем
На сегодня 23 региона подали заявки на ОЭЗ. Это Вологодская область, Краснодарский край, Ростовская, Амурская, Ярославская, Костромская, Калужская, Свердловская, Самарская, Нижегородская области, Дагестан, Чувашия и многие другие.
Структура |
Похоже, идея министра экономического развития и торговли Германа Грефа скоро прирастет не только особыми экономическими зонами, о чем так мечтал и создание которых так долго пробивал главный экономист, но и новой структурной единицей. Судя по всему, состав экономического ведомства прирастет еще одним агентством.
Вчера президент Владимир Путин поручил правительству в трехмесячный срок утвердить положение о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами. В тот же срок кабинет министров должен утвердить предельную численность центрального аппарата и территориальных органов агентства, а также фонд оплаты труда. Кроме того, глава государства постановил обеспечить решение финансовых, организационных и других вопросов, связанных с реализацией этого указа, и привести законодательные акты в соответствие с ним. Правда, в бюджете следующего года уже предусмотрены средства на создание инфраструктуры ОЭЗ. Создание инфраструктуры предполагается финансировать из федерального и региональных бюджетов на паритетной основе.
Комментируя подписанные документы, Греф сообщил, что Закон об особых экономических зонах и указ закладывают основу для диверсификации экономики и развития так называемых депрессивных регионов, которые сегодня являются малопривлекательными для инвесторов. "Мы создадим в этих регионах дебюрократизированные, с хорошо подготовленной инфраструктурой участки, которые будут привлекательными для инвесторов", - сказал министр. Он считает, что благодаря ОЭЗ в регионах появятся новые рабочие места и увеличатся поступления в бюджет от налогов. Впрочем, уже одобрив представленный главным экономистом законопроект, кабинет министров приготовился в ближайшее время увидеть обещаемые Грефом реальные плоды диверсификации экономики.
В новую затею, судя по всему, поверили и регионы. В ведомство Грефа уже начали поступать заявки, в том числе и по развитию портовых комплексов в приграничных территориях. "Это так называемые франко-порты, где будет развиваться в первую очередь производство товаров и услуг экспортной направленности", - пояснил министр.
Но субъектам все же придется еще немного подождать. В ближайшее время правительство выпустит подзаконные акты и проведет конкурсы по отбору территорий для ОЭЗ. "Предполагается создать пять-шесть технико-внедренческих зон и примерно столько же промышленно-производственных", - сказал Греф. Он отметил также, что осенью правительство внесет в Закон об ОЭЗ дополнение, предусматривающее создание рекреационных зон, что позволит привлечь инвестиции для развития туристической инфраструктуры в России.
Постановлением правительства будет назначен и глава Федерального агентства по управлению ОЭЗ. Не исключено, что возглавит новую структуру недавно ставший двенадцатым помощником премьер-министра экс-заместитель министра экономического развития и торговли Юрий Жданов. В ведомстве Грефа генерал-лейтенант милиции курировал хозяйственную деятельность, административные и кадровые вопросы. На новом месте у Жданова был определен довольно узкий круг обязанностей: он должен был отвечать за проведение в Государственной Думе детища своего бывшего шефа - Германа Грефа - законопроекта об особых экономических зонах. Для нового помощника тогда расписали и график командировок - в Московскую, Ленинградскую, Томскую, Новосибирскую и Калининградскую области. Именно эти регионы и должны, видимо, стать пилотными проектами создания особых зон. Поскольку законопроект, можно сказать, с успехом прошел обсуждение народных избранников, Юрий Жданов может и дальше продолжить эту деятельность, и даже в так называемом новом старом качестве - в подчинении Грефа.