Российская газета | Михаил Юрьевич, на последнем совещании у президента по социальным вопросам в числе прочего шла речь о материальной поддержке ребят, ставших инвалидами на военной службе в "горячих точках". Вы сказали, что решение вместе с минфином практически подготовлено, но не конкретизировали, какое именно. За прошедшие три дня что-то прояснилось?
Михаил Зурабов | Действительно, некоторое время тому назад президент обратил внимание на необходимость разработки дополнительных мер материальной поддержки инвалидов вследствие военной травмы. Поясню, в чем суть проблемы. Дело в том, что состав этой категории инвалидов неоднороден и, соответственно, доходы их существенно различаются.
Есть инвалиды вследствие военной травмы, ставшие таковыми еще в период Великой Отечественной войны - это так называемые военные пенсионеры, военные инвалиды. Подавляющая их часть имеет право на получение двух пенсий - государственной и трудовой. При этом государственное пособие исчисляется в процентах от базовой пенсии. Для инвалида I группы, например, оно составляет 300 процентов от базовой пенсии. Поэтому увеличение базовой пенсии на 240 рублей, которое было проведено с 1 марта, привело к росту государственной пенсии для этой группы инвалидов на 720 рублей. Кроме того, с начала года по 122-му закону для них были введены наиболее крупные по сравнению с остальными льготниками ежемесячные денежные выплаты - 1550 рублей.
Плюс к сказанному с 1 мая по указу президента, подписанному к 60-летию Победы, они стали получать дополнительное материальное обеспечение - тысячу рублей. Если в среднем для военных пенсионеров - ветеранов ВОВ - размер пенсии на начало года составлял 3800-4500 рублей, то после принятия всех этих мер совокупный размер выплат достиг 8700-9200 рублей. То есть суммарная прибавка довольно значительная.
Что же касается более молодых инвалидов вследствие военной травмы, речь идет об участниках событий в Венгрии, Анголе, Мозамбике, Афганистане, Чечне, одним словом, везде, где советские и российские военнослужащие принимали участие в боевых действиях. Но при этом большинство из них трудовой пенсии не имеют - просто потому, что они не успели ее заработать, став инвалидами совсем молодыми. На сегодняшний день средний размер выплат для них колеблется, по нашим расчетам, от 3700 до 4250 рублей, этого явно недостаточно. Тем более что их не коснулся президентский указ о дополнительном материальном обеспечении с 1 мая.
Сейчас, как я уже говорил, решение найдено, подготовлен проект указа президента. Первоначально имелись расхождения, на кого этот указ будет распространяться - только на тех, кто получил травму, проходя службу по призыву, или же и на сверхсрочников, и тех, кто служил по контракту. Теперь дискуссия завершена. Решено, что все категории военнослужащих, которые я назвал, дополнительное материальное обеспечение получат. Конкретный его размер, пока указ не подписан, сообщать было бы некорректно. Но в предварительном плане могу сказать, что сумма сопоставима с аналогичной выплатой инвалидам ВОВ. Общий размер финансирования в расчете на год составит порядка 1 миллиарда рублей.
РГ | Сегодня на заседании правительства будет рассматриваться федеральная программа социальной поддержки инвалидов на ближайшие пять лет. Каковы приоритеты новой программы?
Зурабов | Я бы не стал сужать и говорить только о целевой программе. Вопрос, который будет рассматриваться сегодня на заседании правительства, поставлен шире, чем только одно обсуждение Федеральной целевой программы социальной поддержки инвалидов на 2006-2010 годы. Конечно, формальный повод есть: аналогичная программа, действовавшая с 2001 года, в 2005 году завершается и нужно расставить приоритеты при ее пролонгации на последующие пять лет.
Но федеральная целевая программа - это только небольшая часть того, что государство намерено предпринять в отношении инвалидов, которых сегодня в стране насчитывается 12,1 миллиона человек. Тем более что сейчас возможности заметно расширились. В первую очередь потому, что по законодательству, которое теперь по-иному провело разграничение полномочий между федеральным правительством и органами исполнительной власти в регионах, социальная защита инвалидов преимущественно является функцией и задачей органов власти федерального уровня.
РГ | Вообще-то мы привыкли к тому, что социальные программы, в том числе и по инвалидам, финансируются весьма скупо.
Зурабов | Для примера: объем финансирования по целевой программе на следующий год составляет 400 миллионов рублей. А объем средств, направляемых из федерального бюджета только на предоставление технических средств реабилитации и изделий медицинского назначения, проведение реабилитационных мероприятий для инвалидов, составляет 4,9 миллиарда рублей. На санаторно-курортное лечение, предоставляемое льготникам в рамках социального пакета, в будущем году, как и в нынешнем, запланировано более 10 миллиардов рублей. Этой услугой тоже пользуются преимущественно инвалиды, как и правом на бесплатные лекарства. По программе лекарственного обеспечения в 2006 году будет выделено более 50 миллиардов рублей. Хотя, замечу, кроме инвалидов право на получение льготных лекарств имеют некоторые другие категории - жители блокадного Ленинграда, участники боевых действий, граждане, пострадавшие в результате техногенных катастроф. Но все-таки из общего количества федеральных льготников основная часть - это инвалиды.
Поэтому на заседании правительства будут рассматриваться весь комплекс вопросов, которые необходимо решать на следующий год, и предложения, которые необходимо учесть при формировании бюджета на ближайшие три года.
РГ | Вы говорите, что федеральный уровень финансирования - это дополнительные возможности. Между тем инвалиды жалуются, что, например, получить нужный слуховой аппарат или, к примеру, протез стало сложнее. Утвержденный на федеральном уровне перечень технических средств уменьшился по сравнению со списками, действовавшими раньше в регионах.
Зурабов | Список технических средств реабилитации, протезно-ортопедических изделий, которые предоставляются инвалидам бесплатно, будет расширен. Буквально на днях этот и другие вопросы обсуждались вместе с общественными организациями инвалидов. Какие-то позиции в перечне явно устарели и нуждаются в корректировке. В частности, специалисты предлагают исключить адаптеры для слабослышащих и, напротив, увеличить финансирование расходов по другим статьям. Например, перечень пополнится противопролежневыми матрацами.
РГ | Многих инвалидов волнует "автомобильный вопрос". Когда принимался 122-й Закон, говорилось, что все, кто стоит в очереди на получение машины, будут ею обеспечены. Как обстоят дела?
Зурабов | Это направление тоже подробно обсуждалось, но окончательно вопрос пока не решен. С одной стороны, в последние годы приобреталось от 30 до 50 тысяч автомобилей ежегодно, это немало и вовсе не дешево. С другой - в очереди на получение машины было зарегистрировано не менее 70-80 тысяч человек, она постоянно пополнялась, и уменьшить ее или тем более свести на нет никак не удавалось. Понятно, что инвалид ВОВ, которому уже исполнилось 80 лет, вряд ли будет сам управлять своей машиной. Хотя по законодательству он имеет полное право на ее получение. Но пользоваться ею будут скорее его дети или внуки, нежели он сам. Поэтому в этом году мы пошли несколько иным путем. Средства, выделяемые на приобретение автомобилей, сокращены, а сэкономленные суммы направляются, во-первых, на увеличение ежемесячных выплат (их получают все инвалиды). А во-вторых, мы намерены развивать в регионах службу социальных такси, работающих по предварительным заявкам. Первый опыт, полученный по пилотным проектам в Москве, Московской области и некоторых других регионах, показывает, что такая служба может работать эффективно.
Кроме того, с будущего года мы планируем увеличить приобретение специальных инвалидных колясок с движителями или электроприводом. Такие коляски в России производятся. Они удобны, легко управляемы. Причем их стоимость намного ниже, чем у зарубежных аналогов, и составляет примерно 48-49 тысяч рублей. Думаю, что в принципе нужно повнимательнее пересмотреть весь ассортимент колясок, которые закупаются сегодня за счет бюджетных средств, с тем чтобы иметь возможность увеличить количество такой "продвинутой" техники. И тем самым качественно улучшить положение людей, которым такая коляска поможет передвигаться не только дома, но и по городу. Мы ориентируем производителя на то, чтобы коляска, несмотря на наличие двигателя, "вписывалась" в стандартные дверные проемы, лифты, чтобы под нее не нужно было расширять пандусы.
РГ | После введения в действие Жилищного кодекса обострился и жилищный вопрос.
Зурабов | Вот это направление кажется мне очень важным. Хорошо бы выделить дополнительные средства на приобретение жилья тем, кто был зарегистрирован в качестве нуждающегося на 1 января 2005 года. Такие списки сейчас составлены, они, надо сказать, весьма обширны. Замечу, что средства, выделяемые из бюджета на эти цели, были очень незначительны. Но уже на следующий год президент поставил задачу увеличить объемы финансирования на приобретение жилья, и правительство над этим работает.
РГ | В начале года в ваш адрес сыпалось множество обвинений в связи с программой лекарственного обеспечения. Считаете ли вы, что организационные трудности преодолены и программа вошла в нормальное русло?
Зурабов | У нас была возможность сравнить ситуацию, которая была в прошлом году и в начале нынешнего года с тем, что имеется сейчас. По некоторым направлениям можно говорить о качественном улучшении в лекарственном обеспечении льготных категорий. Например, в нынешнем году больные диабетом получают инсулин исключительно генно-инженерный, а это уже качественно иной уровень лекарственного препарата. На будущий год мы планируем в рамках общего соглашения с субъектами Федерации заключить договоры о взаимодействии не только в расходовании средств, но и в проведении мероприятий по таким группам, как больные сахарным диабетом, СПИДом, по онкологическим больным. По каждому направлению будет составлен подробный план совместных действий, чтобы обеспечить региональным категориям такой же уровень лекарственного обеспечения, на который мы вышли по федеральным льготникам. Вообще схема лекарственного обеспечения в будущем году выстраивается таким образом, чтобы регионы в равной мере с федеральными властями были заинтересованы в ее нормальной бесперебойной работе. И ответственность будет общей.
РГ | После принятия нового Налогового кодекса инвалидные предприятия лишились налоговых льгот и многие не выдерживают конкуренции. А это и потеря рабочих мест для инвалидов, и, кроме того, большинство таких производств ориентировались на нужды инвалидов...
Зурабов | Это одна из ключевых тем, на которую, кстати, обратил внимание и президент. Восстанавливать льготы по налогообложению, как мы считаем, было бы нецелесообразно. Однако общественным организациям инвалидов можно было бы компенсировать те дополнительные платежи, которые учрежденные ими предприятия начали отчислять, когда были отменены льготы. Сейчас минфин и налоговая служба составляют детальную справку, из которой будет понятно, о каких именно суммах идет речь. Их предлагается компенсировать в полном объеме и учесть необходимые ресурсы в проектировке федерального бюджета на будущий год.
Главное - это то, что финансирование компенсаций пойдет через всероссийские общественные инвалидные организации и они сами будут решать, на какие цели эти компенсации, выделяемые из федерального бюджета, пойдут в первую очередь. Эти средства можно будет использовать в том числе в качестве инвестиционного ресурса, для поддержки и развития предприятий и, вне всякого сомнения, создания дополнительных рабочих мест для инвалидов. Но, помимо этого, вполне возможно, часть этих средств пойдет и на финансирование другой "уставной" деятельности, например на укрепление материально-технической базы принадлежащих общественным организациям специализированных санаториев, на поддержку "своих" СМИ и так далее.
РГ | Еще один важный вопрос - это обеспечение инвалидов бесплатным проездом к месту лечения, насколько мне известно, депутаты собирались готовить соответствующие поправки в 122-й закон?
Зурабов | Уже в этом году будут предусмотрены средства на финансирование проезда инвалида не только к месту лечения и отдыха по санаторной путевке, но и в случае, если он получит направление в специализированную клинику. Перечень таких федеральных клиник будет утвержден, как и квоты на лечение, за счет средств федерального бюджета. В этом году такие квоты определены в размере более 100 тысяч человек, в следующем предполагается их удвоить. Причем в этот перечень предлагается частично включить реабилитационные учреждения, которые финансируются за счет бюджетов общественных организаций инвалидов. Кроме того, в следующем году будет продолжать действовать система льготных проездных билетов. Их смогут получить не только инвалиды, но и сопровождающие их члены семьи.