29.07.2005 03:00
Происшествия

Аптеки становятся наркопритонами

В Челябинске молодежь оптом скупает психотропные средства
Текст:  Илья Изотов (Челябинская область)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3834)
Читать на сайте RG.RU

Ничем не приметная аптека по улице Энергетиков превратилась в место настоящего паломничества наркоманов Ленинского района. Жители соседних домов уже привыкли к коллективным визитам бледной молодежи за очередной дозой кайфа: после покупки нужного препарата клиенты либеральной аптеки "отрывались" тут же - в подъездах соседних домов или прямо на улице. В конце концов сигнал о незаконной продаже сильнодействующих лекарственных препаратов поступил на телефон "горячей линии" оперативно-розыскной части по противодействию незаконному обороту наркотиков ГУВД Челябинской области.

Оперативники решили приобрести сильнодействующие препараты таким же способом, как это делали наркоманы: на обычном листке бумаги написали название нужного лекарства и количество ампул, протянули его в окошко. Продавец ничуть не смутилась и любезно обслужила очередных клиентов.

- Работники аптеки прекрасно знали, что препараты стадол и буторфанол могут продаваться только по рецепту врачей, - говорит заместитель начальника оперативно-розыскной части по противодействию незаконному обороту наркотиков ГУВД Челябинской области Андрей Южаков. - Они также хорошо понимали, что к ним приходят именно наркоманы, пишут на бумажке название лекарства и его количество. Продавец аптеки фактически инсценировала продажу лекарств по рецепту: брала бумажку и делала вид, что работает с рецептом. Значит, был явный умысел на то, чтобы нарушить существующий порядок.

Очевидно, продажа сильнодействующих препаратов была поставлена в аптеке на поток: на складе милиционеры обнаружили еще 400 ампул обезболивающих препаратов. В подъездах соседних домов взяли семеро еще "тепленьких" наркоманов в возрасте от 17 до 26 лет.

После удачной операции заведующая криминальной аптеки отделалась административным наказанием сразу по двум статьям Кодекса об административных правонарушениях - "Незаконная продажа товаров (или иных вещей), свободная реализация которых запрещена (или ограничена" и "Продажа товаров... с нарушением санитарных правил". Буквально месяц такая же аптека была прикрыта правоохранительными органами на Северо-Западе - в спальном районе Челябинска. Те же хрустящие шприцы под ногами, та же кайфующая молодежь.

Недавняя проверка, проведенная прокуратурой Челябинской области при участии "Областного центра сертификации и контроля лекарственных средств", муниципальных администраций и Роспотребнадзора позволила возбудить в отношении аптечных работников 88 дел об административных правонарушениях. Восемь аптекарей привлечены к дисциплинарной ответственности. И продажа лекарств без рецептов - одно из самых распространенных нарушений. Почему так происходит?

- Препараты стадол и буторфанол не включены в Список N 1 "Сильнодействующие вещества", утвержденный Постоянным комитетом по контролю наркотиков Министерства здравоохранения и социального развития РФ, - объясняет заместитель начальника фармацевтического отдела минздрава Челябинской области Татьяна Араловец. - По рецепту врача должен тот же сульфадемизин отпускаться, но когда больной приходит и просит продать ему антибиотик, продавец идет навстречу. Чтобы ужесточить ответственность, надо какой-то статус придать таким препаратам.

Вполне легальное содействие наркомании через аптечную сеть остается безобидной мелочью, от которой продолжают гибнуть тысячи

С точки зрения закона продажа без врачебного рецепта безобидного бисептола и сильнодействующего буторфанола - проступки равноценные. Но, продавая бисептол, продавец аптеки облегчает страдания больного, спасает его от инфекции, отпуская буторфанол - только затягивает петлю на шее наркомана. Фармацевты прекрасно знают об этом, но возможность легкого дополнительного заработка перевешивает клятву Гиппократа. Ведь уголовная ответственность не наступает за продажу даже крупной партии опийных анальгетиков.

Российское законодательство, касающееся сбыта лекарственных препаратов, вообще полно абсурдных противоречий. Скажем, некоторые витамины должны продаваться исключительно по рецепту, а вот для покупки эфедриносодержащих лекарств коделак и терпинкод не требуется вообще никакого документа. В челябинских аптеках наркоманы скупают их пачками, пустые упаковки валяются по всему городу - в подъездах, на автобусных остановках. Аналогичная ситуация с популярным лекарством от кашля бронхолитин. В маленьких дозах оно совершенно безопасно - его дают даже маленьким детям, но наркоманы скупают бронхолитин оптом и путем несложных манипуляций перерабатывают содержимое бутыльков в наркотик меткатинон. В челябинском управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков сейчас расследуется три таких уголовных дела: сироп от кашля покупали большими партиями, дома варили из него меткатинон, потом устраивали притон и продавали его наркоманам. Но остановить свободную продажу таких препаратов Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков не может.

- Нечистоплотные сотрудники аптек перепродают препараты коделак и терпинкод посредникам большими партиями, - рассказывает 1-й заместитель начальника челябинского управления ФСКН Петр Иванов. - А посредники продают их наркоманам уже по завышенной цене. Поэтому фармацевтические компании производят эти препараты огромными партиями. Но сбыт таких препаратов не влечет за собой уголовной и даже административной ответственности. Мы можем только написать представление в минздравсоцразвития. Если они будут включены в Список N 1, то за их продажу будет наступать уголовная ответственность - в Уголовном кодексе есть статья 234-я, которая уголовно преследует сбыт сильнодействующих веществ.

Ежегодно по 234-й статье УК РФ привлекают к уголовной ответственности несколько десятков работников аптек и медицинских учреждений - больниц, поликлиник. Только с начала 2005 года ФСКН по Челябинской области расследует 21 такое дело. Среди фигурантов есть и аптекари, и врачи, и заведующие отделениями городских больниц, уличенные в незаконной продаже препаратов сибазон, реланиум, тримазон из Списка N1.

Совсем недавно суд приговорил к пяти годам условно менеджера по сбыту государственного унитарного предприятия "Областной аптечный склад". Женщина выписывала фиктивные заявки на сильнодействующий препарат из Списка N1 теофедрин-Н. По бумагам лекарство уходило в Брединскую муниципальную аптеку (сообщница-фармацевт из Бредов получила 4 года условно) на самом же деле - прямиком в квартиру коммерсантши. Криминал в том, что препарат теофедрин-Н, используемый для лечения легочных заболеваний, наркоманы виртуозно перерабатывают в синтетический наркотик метамфетамин - в народе "винт". В уголовном деле фигурируют 10 эпизодов преступного сбыта теофедрина-Н по 2 тысячи таблеток.

В мировой практике за продажу сильнодействующих веществ предусмотрено более жесткое наказание, а препараты, которые в России продаются без рецептов, считаются психотропными. Заполнить очевидный пробел в подзаконных актах может Постоянный комитет по контролю наркотиков Министерства здравоохранения и социального развития России. Пока вполне легальное содействие наркомании через аптечную сеть остается безобидной мелочью, от которой продолжают гибнуть тысячи.

Криминал