29.07.2005 03:00
Спорт

Лэнс Армстронг победил рак на велосипеде

Текст:  Анна Козина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3833)
Читать на сайте RG.RU

Американский велогонщик Лэнс Армстронг одержал седьмую победу подряд в самой престижной шоссейной многодневке "Тур де Франс". Сложно представить, что его результат сможет улучшить кто-нибудь из многочисленных претендентов на желтую майку лидера. Сам рекордсмен решил, что с него тоже хватит. Он добился всего, чего хотел. Теперь ему ничего и никому не надо доказывать. Это была последняя "Большая петля" в карьере Армстронга. Он уходит из профессионального спорта, чтобы начать новый виток своей непростой жизни.

Как закалялась сталь

У юнца Лэнса Армстронга все получалось, и спортивные успехи не заставляли себя долго ждать. В школе Армстронг увлекся триатлоном. В 13 лет он уже выиграл первые крупные соревнования - турнир "Железный ребенок", а через три года стал профессиональным триатлонистом. Везучий, талантливый, работоспособный. Перспективного спортсмена не могли не заметить. Но заметили совсем не те, от кого это можно было ожидать.

Ставку на Армстронга сделали тренеры из Федерации велоспорта США. И не ошиблись. В 18 лет новоиспеченный велогонщик был принят в состав сборной страны. В 1991-м стал чемпионом США среди любителей. На следующий год занял 14-е место на Олимпиаде в Барселоне и заключил контракт с сильнейшей на тот момент американской профессиональной командой Motorola. В 1993-м Армстронг выиграл первый в своей жизни этап "Тур де Франс", подписал контракт с командой Cofidis и в течение года выиграл десять гонок.

На тот момент ему было всего 23 года. Многих ветеранов велоспорта возмущала такая дерзость и стремительность. Они называли новую звезду не иначе, как выскочкой. Однако подобные обвинения не могли остановить Лэнса. Ему не нужна была чья-то поддержка, чтобы побеждать. Он рассчитывал только на собственные силы. Но именно они его подвели.

Раковый больной

В 1996 году в жизни Армстронга случилась настоящая трагедия: врачи обнаружили у него рак с обширными метастазами. Армстронгу понадобились две срочные операции и двенадцать недель лучевой и химиотерапии.

Армстронг написал целую книгу под названием It's Not About The Bike ("Не о велосипеде") о том, что ему пришлось испытать за время болезни. "Сами операции особо негативных воспоминаний у меня не оставили, - вспоминал спортсмен, - но вот химиотерапия... Это самое страшное из всего, что было со мной. Когда после каждого сеанса тебя выворачивает наизнанку, а потом начинает облезать кожа, сыплются волосы, то думаешь только о том, как бы уснуть и не проснуться. Так что изнуряющие физические упражнения, которым я подвергаю себя сейчас, кажутся просто приятной прогулкой в погожий день".

Но даже лечение не заставило велогонщика отказаться от тренировок. Конечно, пришлось снизить нагрузки. Вместо шести часов, которые Армстронг ежедневно проводил на велосипеде, врачи разрешили проезжать всего 50 миль в день. В 50 процентов оценили доктора и шансы Лэнса на полное выздоровление, то есть на возможность продолжить карьеру профессионального велогонщика. Однако сам Армстронг был более оптимистичен. В голове он держал совсем другие цифры.

Железный почтальон

И это были вовсе не миллионные суммы контрактов. Кроме предательства собственного организма Армстронгу пришлось выдержать еще и предательство спортивных боссов. Руководство команды Cofidis, за которую Армстронг выступал до болезни, отказалось от его услуг, причем не заплатив два миллиона долларов, положенных по контракту. Агенту Лэнса пришлось искать другую "конюшню", что оказалось делом очень непростым. Лишь скромная команда почтового ведомства США US Postal пригласила к себе спортсмена, не котировавшегося на рынке труда. Лэнс Армстронг в долгу не остался. "Я много раз обращался за помощью и так часто получал отказ, что теперь безмерно дорожу людьми, когда-то поверившими в меня", - сказал Лэнс в одном интервью. Свою благодарность он выражал не только красивыми словами, но красивыми победами. Шесть раз он заканчивал "Тур де Франс" в желтой майке лидера, находясь в составе US Postal. Армстронга назвали "железным почтальоном", а его команду - "железной фалангой". Гонщик был доволен.

"После курса лечения мой организм разрушился практически полностью. Мне пришлось создавать себя заново - физически и морально. Не сочтите за нескромность, но, по-моему, получилось куда лучше, чем было", - говорил Армстронг журналистам, когда верхняя ступень пьедестала снова стала неотъемлемой частью его выступлений на соревнованиях. Однако подняться на спортивный олимп во второй раз было гораздо сложнее, чем в первый. С 5-го места в мировом рейтинге велосипедистов-профессионалов, которое Лэнс занимал до ухода в вынужденный отпуск, гонщик скатился на последние позиции. Но с каждым новым стартом он постепенно возвращал свой звездный статус. В 1998 году после 18 месяцев болезни Армстронг принял участие в испанской гонке "Рута дель Соль". Основная задача - достойно финишировать - была выполнена: Лэнс закончил дистанцию 15-м. Потом была победа на этапе в туре по Люксембургу, 48-е место из 97 возможных в тяжелой гонке по Каталонии, и снова победа в 7-дневной гонке по германской земле Рейнланд-Пфальц.

Уверенность постепенно вернулась к Армстронгу. Он был готов для главной сенсации, для первой победы в супермногодневке "Тур де Франс". Армстронг был неудержим. Со средней скоростью 50 км в час (у соперников же на спидометрах было только 40) он выигрывал все: промежуточные финиши, 8 отдельных этапов, наконец, гонку в целом.

Репортерам не давало покоя то, что человек, который пару лет назад двумя ногами стоял в могиле, этими самыми ногами крутил педали в сумасшедшем темпе. "У меня нет этому простого объяснения, - спокойно отвечал Армстронг. - Нашлись хорошие врачи, осталась поддержка болельщиков. Я хотел взять реванш у тех, кто списал меня со счетов: когда менеджеры моей прежней команды навестили меня, прикованного к постели, они смотрели на меня, как на обреченную умереть собаку. А еще, - добавил Лэнс, - у меня была и есть настоящая любовь. Считайте, что меня спасла именно она".

Верная подруга

"Болезнь научила нас тому, что нужно не опускать руки и не сдаваться", - написала Кристин Ричардс в дневнике, которому доверяла все свои переживания, ведь ей пришлось пройти весь путь вместе с Армстронгом.

Кристин была рядом, когда он лежал в госпитале под капельницами. Кристин сопровождала его на гонках, следуя по трассе в машине технической помощи. Кристин ставила свечки в церкви, молясь за его безопасность и удачу. Кристин помогала ему вести дела Благотворительного фонда, созданного для борьбы с онкологическими заболеваниями. Кристин делала его сильнее и счастливее, особенно когда сообщила о своей беременности.

С тех пор Армстронг, который просто бредил победой в "Большой петле", начал думать и о семье. "Тур де Франс" - дело важное, но им ведь все не кончается. Сейчас меня больше всего греет мысль о том, чтобы увидеть, как мой будущий ребенок будет играть игрушечным львенком, которого мне подарили, когда я после первого этапа взошел победителем на подмостки". Своего первенца Армстронг назвал Люком. Кстати, другие подарки болельщиков тоже пригодились, потому что позже Кристин родила еще и двух очаровательных близняшек Изабель и Грэйс.

Пять лет Кристин Ричардс была верной женой и добродетельной матерью, но дальнейшая семейная жизнь с Армстронгом не сложилась. Они старались спасти брак ради детей, но в 2003 году все-таки подали на развод.

Испытание славой

Кристин поддержала мужа в самый тяжелый момент его жизни, но не смогла быть с ним на пике его славы и популярности. Факт, не требующий доказательств: публичность неизбежно приводит к различным осложнениям.

Во-первых, некоторые злопыхатели никак не хотели смириться с бесконечными победами Армстронга и постоянно обвиняли его в употреблении допинга. При этом дело не ограничилось одними лишь газетными публикациями. Бывший массажист команды US Postal выпустил книгу откровений. Автор утверждал, что Армстронг пользуется запрещенными стимуляторами, а следы инъекций на руках скрывает с помощью грима. Желтая пресса также пестрила сообщениями о том, что Лэнс слишком много времени уделяет девушкам-поклонницам. Газетчики недвусмысленно намекали, что речь идет совсем не о раздаче автографов. Любовь не выдержала испытания славой и ее последствиями, но дружеские отношения бывшие супруги сохранили.

Сейчас у Лэнса Армстронга роман с Шэрил Кроу, певицей и велосипедисткой-любительницей по совместительству. Они познакомились в октябре 2003 года на благотворительном мероприятии и с тех пор не расстаются. Хотя папарацци регулярно пытаются их поссорить, объявляя о разрыве влюбленной пары или о связи Лэнса с актрисой Сандрой Баллок.

Однако шоу-бизнес закалил новую пассию велогонщика не меньше, чем дороги Франции самого Лэнса. Шэрил Кроу легче выдержать нападки журналистов, у которых теперь к тому же поубавится информационных поводов.

Live Strong от Armstrong

Армстронг ушел из большого спорта. Но как ушел! Он закончил карьеру в ранге семикратного победителя супермногодневки "Тур де Фанс". Его триумф наконец-то признали все. Любители велогонок поставили его выше легендарных Эдди Меркса и Бернара Ино. А профессиональные спортсмены в знак преклонения перед силой духа и достижениями великого гонщика на последнем этапе "Тура" выступали с желтыми браслетами на запястье. Эти пластиковые полоски символизируют борьбу против рака. На них написано: "Живи сильным". По сути, это жизненный девиз "железного Лэнса", который на собственном примере показал, что рак можно победить.

Автомото